Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на обновлённый ФГОС НОО (Кузьмина Г.И.)

     Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости  понятий «долг», «честь», «совесть»,  «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня,  в современных условиях введения ФГОС. И в связи с актуальностью выбранной мной темы объектом исследования является – процесс воспитания школьников, а предметом исследования – педагогические условия работы по воспитанию школьников.

       Грядущие  перемены в системе российского образования обязывают нас, учителей, быть готовыми к ним. Учителя начальных классов, зачастую,  являются первопроходцами в перестройке образования – с них начинается путь в Новую школу. Сегодня в школах идёт работа по созданию условий для успешного перехода на новый стандарт. Подготовка заключается в анализе  наработанного педагогического опыта, методической базы, материального и  кадрового обеспечения, выявлении проблем.

Цель работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности школьников.

Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:

- обосновать задачи и принципы воспитания школьника;

- выявить методы и приемы воспитания школьников;

- показать эффективность современной технологии воспитания в общеобразовательной школе.

       Обозначим новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:

- перестройка взглядов учителя на новое (принятие нового);

- целостность направления;

- система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;

- просветительная работа среди родителей;

- интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

-духовно-нравственное воспитание-сквозная линия всего школьного уклада жизни;

-интеграция усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;

-развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.

        Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

      Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

           Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности,  любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с такими положениями как:

   - во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко -нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

   - во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;

   - в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека,  его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Педагог К.Д. Ушинский писал: « Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»;

   - в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей;

   Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина , способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

    Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Духовность , по мнению Л.П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

     Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная цель духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

      Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы , а именно:

    - умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

    - владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней;

    - обладающий основами коммуникативной культуры ( умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);

    -любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

    - любящий свою семью, свой край, свою Родину;

    - уважающий и принимающий ценности общества;

    - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;

    - выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

           Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню , где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Поэтому необходимо в своей работе педагогу использовать разные методы и приёмы воспитания:

       -методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений(методы формирования сознания личности);

       -методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

       -методы стимулирования поведения и деятельности;

   Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации.

           Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов, а для этого он активно применяет различные приёмы и методы: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.

     Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение  здесь имеет не логика отдельных «уединённых» средств, а гармонично организованная система. Разумеется, на каком – то определённом этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает своё назначение, замедляет движение.

Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал. Нравственный учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность.  В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание. 

Воспитание и социализация младших школьников, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее.

 Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.

        Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей  (формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно- деятельностная  и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей), а также внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные российские религиозные организации.