Ценности прошлых лет
сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно
отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и
социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны
жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций
молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости
понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В
сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим
комплексный, системный подход и программная форма организации
духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное
развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной
образовательной системы.
Воспитанию
подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно
сегодня, в современных условиях введения ФГОС. И в связи с
актуальностью выбранной мной темы объектом исследования является – процесс
воспитания школьников, а предметом исследования – педагогические условия работы
по воспитанию школьников.
Грядущие перемены в системе российского образования обязывают нас,
учителей, быть готовыми к ним. Учителя начальных классов, зачастую,
являются первопроходцами в перестройке образования – с них начинается
путь в Новую школу. Сегодня в школах идёт работа по созданию условий для
успешного перехода на новый стандарт. Подготовка заключается в анализе
наработанного педагогического опыта, методической базы, материального и
кадрового обеспечения, выявлении проблем.
Цель
работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как
средства воспитания направленного на формирование и развитие личности,
используемой в воспитательной работе для формирования личности школьников.
Постановка
данной цели предполагает решение следующих задач:
-
обосновать задачи и принципы воспитания школьника;
-
выявить методы и приемы воспитания школьников;
-
показать эффективность современной технологии воспитания в общеобразовательной
школе.
Обозначим новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:
- перестройка
взглядов учителя на новое (принятие нового);
- целостность
направления;
- система
мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного
образования и преемственности;
- просветительная
работа среди родителей;
- интегративность
программ духовно-нравственного воспитания;
-духовно-нравственное
воспитание-сквозная линия всего школьного уклада жизни;
-интеграция усилий
школы, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;
-развитие и
воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными
эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России является ключевой задачей современной государственной
политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие,
развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных
отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России
общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и
общественной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом
является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей
её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в
целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ
жизни народа и сознание человека.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым
фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих
его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно
создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество
его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным
образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой
сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных
ценностей.
Воспитание человека, формирование
свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности
творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Актуальность
проблемы воспитания младших школьников связана с такими положениями как:
-
во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко
-нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами
личности;
-
во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый
множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как
позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на
неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу
нравственности;
-
в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня
духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность - это качество личности,
определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим
людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Педагог К.Д.
Ушинский писал: « Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»;
-
в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не
только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в
современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или
последствиях данного поступка для окружающих людей;
Перед
общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина
, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность
в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с
формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как
никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная
деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Всё больше и больше
людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно
только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя
рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук
сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Духовность , по
мнению Л.П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель
существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности
младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте
национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован
«портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная цель духовно-нравственного развития и
воспитания личности младшего школьника.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования является социально-педагогическая поддержка
становления личностных характеристик выпускника начальной школы , а именно:
-
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться
информационными источниками;
-
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и
международного уровней;
-
обладающий основами коммуникативной культуры ( умеет слушать и слышать
собеседника, высказывать своё мнение);
-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
-
любящий свою семью, свой край, свою Родину;
-
уважающий и принимающий ценности общества;
-
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и
школой;
-
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
Высшая цель
образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
Педагогический смысл работы по духовно-нравственному
становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему
продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню , где
требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Поэтому
необходимо в своей работе педагогу использовать разные методы и приёмы
воспитания:
-методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся
в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений(методы формирования
сознания личности);
-методы организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения;
-методы стимулирования поведения и деятельности;
Каждый
из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся
простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической
квалификации.
Для учителя начальных классов важной задачей является
формирование смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов, а для этого он
активно применяет различные приёмы и методы: чтение и анализ притч, басен,
назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты,
пример.
Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы
воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение
здесь имеет не логика отдельных «уединённых» средств, а гармонично
организованная система. Разумеется, на каком – то определённом этапе
воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее
изолированном виде, но без соответствующего подкрепления другими методами, без
взаимодействия с ними он утрачивает своё назначение, замедляет движение.
Младший
школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его
поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами,
но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления
ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между
людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет
эффективность их воспитания и социализации.
Воспитание
и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад
школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом
устойчивых, традиционных нравственных начал. Нравственный учитель через уклад
школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную
ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. В
процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке –
совесть – его нравственное самосознание.
Воспитание
и социализация младших школьников, содержание их деятельности должны раскрывать
перед ними их возможное будущее.
Важным
условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания
является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной
социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир,
второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит
через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели
и желаемого будущего.
Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только
образовательным учреждением, но и семьей (формы работы: родительское
собрание, родительская конференция, организационно- деятельностная и
психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная
гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар,
педагогический практикум, тренинг для родителей), а также внешкольными учреждениями
по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его
духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания
большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов,
компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее
значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В
формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения
дополнительного образования, культуры и спорта. Активное участие в процессах
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе
национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные
российские религиозные организации.