Интеграция предметов художественного-эстетического цикла в современной школе (Ярмулин О.В.)

      Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в ходе формирования у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

     Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. На интегрированном уроке лучше достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная. Интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия) можно рассматривать как одну из форм активного обучения.  Интегрированный урок позволяет решать  целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из этих задач:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Следует отметить, что проблема межпредметных связей не новая проблема для педагогики. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали и Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский.

Особенностью интегрированного занятия является то, что в этом процессе могут участвовать два или три, а может и больше педагогов. Урок учителя могут проводить вместе или отдельно, но результат достигается только их совместными объединениями усилиями. В рамках интегрированного урока можно заранее определить, что считать важным, а что второстепенным, чтобы научить своих учеников рационально оформлять свою работу, правильно построить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценки и т.п. С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные занятия имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные.

Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек – общество – природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи. Есть пути, которые возникают естественным образом. Это касается объединения таких курсов, как изобразительное искусство и художественный труд, изобразительное искусство и литература, изобразительное искусство и музыка, которые просто дополняют друг друга. Лирические картины Шишкина и Левитана лучше воспринимаются под музыку Чайковского, открывая раздолье, мощь, величавость Руси. Художественные произведения Айвазовского дополняет музыка Шостаковича и Бетховена, которая позволяет ощутить всю глубину трагизма людей, терпящих крушение, и всю силу стихии, разметавшей в щепки корабль. А интеграция музыки и изобразительного искусства позволяет учащимся на уроке не только слушать, развивать воображение и чувства, но и самим заниматься творчеством.

        В целом интегрированный урок углубляет представление о предмете, расширяет кругозор, способствует формированию разносторонней личности. Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельности, оказывают на школьников значительное психотерапевтическое действие, снимая нервно- психическое напряжение, вызванное другим видом деятельности. Творческая работа у детей не сопровождается чувством утомления, а доставляет радость и удовольствие, ведь эстетическая сторона предметов и выполняемой работы, вызывает у школьников большой интерес.

          Через интеграцию предметного преподавания интенсивно совершенствуются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; формируется абстрактное мышление и другие качества интеллекта.

Интегрированный проект стирает грани между школьными дисциплинами, сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Интеграция дает возможность показать мир во всем многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности.

Сущность интегративного преподавания

Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

  • Внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
  • Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
  • Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания

 

                  Анализ литературных источников свидетельствует о том, что многие философы, педагоги, психологи, писатели, музыканты и художники постоянно высказывались о пользе комплексного воздействия различных видов искусства на личность учащихся, на формирование ее духовного мира, эстетических потребностей и интересов, исторических представлений. Среди них известные педагоги и писатели К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, Л.Н.Толстой, И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.П.Вахтеров, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский.

Крупнейший педагогический мыслитель, автор фундаментальных работ по теории образования, педагогической психологии, истории образования П.Ф.Каптерев рассматривал эстетическое развитие подрастающего поколения как непрерывный процесс, где все его ступени преемственно связаны между собой. Важнейшую роль в эстетическом воспитании детей П.Ф.Каптерев отводил искусству, различным его видам в единстве литературы, музыки, живописи, хореографии.

Отечественные педагоги, психологи, касаясь в той или иной мере проблем интеграции искусств, в воспитании младших школьников, указывают на значение межпредметных связей в развивающем, проблемном и воспитывающем обучении в личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании.

Мы считаем, что интегрированный подход к предметам искусства является важным фактором эстетического воспитания и формирования эстетических интересов и потребностей школьников, их творческого самовыражения.