Открытый урок по географии 5 класс по теме «План местности и географическая карта» (Степанова Л.Г)

Отдел образования администрации  Янтиковского района Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яншихово -Норвашская средняя общеобразовательная школа»

Янтиковского района Чувашской республики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по географии

 5 класс                                                                                                                                     

  по теме «План местности и географическая карта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Степанова Лариса Григорьевна, учитель географии  

   первой квалификационной категории

 

 

                                                                                       с. Яншихово –Норваши, 2020 г.

 

 

 

 

Тема урока: План местности и географическая карта 5 класс

Тип: Обобщение и систематизация знаний.

1 Цели урока:

- формирование целостного представления обучающихся о географических картах и плане  местности их значения в жизни и хозяйственной деятельности человека;

Задачи урока:

- развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;

- развивать практические навыки работы обучающихся с географическими картами;

- формировать навыки использования информационных технологий с учётом стандарта второго поколения;

- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

- развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление.

Планируемые результаты: -личностные формирование выносливости, терпения, речевой деятельности.

- метапредметные- навыки сотрудничества, умение отстаивать свое мнение, научится находить необходимую информацию, содержащуюся в легенде карты;

- предметные- познакомится со свойствами географических карт;

- Научиться читать план местности по условным знакам,

Научится составлять план местности по рассказу.

- усвоить значение географических карт в жизни и хозяйственной деятельности человека;

Методы Практическая работа, диалог

Вид урока конкурс знаний умений навыков

Форма обучения групповая

Методы контроля практическая работа

2.  Ребята как вы думаете откуда мы сегодня черпаем информацию?

А можете перечислить источники географической информации?

                    Географическая карта - особый источник информации.       

                  . Ориентирование и измерение расстояний по карте.

 Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот.

                                          

3 этап урока. Постановка проблемы

 

Школьникам предлагается посмотреть на глобус  и географические карты и попытаться ответить на вопросы:

Где более точно изображена земная поверхность?

Почему географическими картами пользуются чаще?

Учащиеся делают первый вывод урока: глобус - самая точная модель земли, но на практике удобнее работать с географическими картами, так как их гораздо проще изготовить, транспортировать и хранить (на экране проектора - слайд с первым выводом).

Задание1.  Путешествовать по карте – увлекательнейшее занятие, если вы знакомы со всеми её обозначениями.

На экран  выводится определение легенды карты.

Легенда (слово с латинского «то, что читают») карты - это условные знаки с их расшифровкой.

       На основе изученного учащиеся, План местности и географическая карта –это плоские уменьшенные изображения участков поверхности Земли при помощи условных знаков и масштаба.

      Масштаб показывает во сколько раз на плане или на карте уменьшены по отношению к реальным расстояниям.

 

 Ученики делают второй вывод урока: географическая карта точно передаёт географическую информацию, наглядна, позволяет изучать пространственные взаимосвязи, планировать и прогнозировать многие явления и процессы, главные её отличительные особенности обобщение информации и математическая основа 

4.Какие бывают географические карты?

физическая карта полушарий, физическая карта Российской Федерации, маршруты важнейших путешествий, плотность населения мира, политическая карта полушарий, карта океанов, природные зоны мира.

Учащиеся знакомятся с понятием атлас. На экран проектора выводится слайд с определением Атлас.

Атлас – это собрание географических карт разной тематики для единой территории: мира, страны, района.

Учащиеся записывают данное определение в рабочую тетрадь.

Изучив имеющуюся информацию, школьники делают третий вывод урока: географические карты различаются по масштабу, пространственному охвату территории и содержанию (на экране проектора- слайд с третьим выводом).

класса ребята заполняют таблицу в рабочей тетради.

Таб.1

Виды географических карт

Что изображено

Масштаб

Физическая карта полушарий

Физическая карта России

Политическая карта мира

Выполнив данное задание учащиеся каждой группы, описывают устно

3. учитель задаёт проблемные вопросы учащимся:

А вот вы еще изучили план местности,,,,,

Чем географическая карта отличается от плана?

 

Различия между планом и картой

Таб.2

Различия

План

Карта

Масштаб

Масштаб очень крупный (от 1:10000 и крупнее)

Размер изображаемой территории

Изображаются как небольшие участки земной поверхности, так и земной шар в целом

Изображение отдельных объектов и деталей местности

Подробно наносят все географические объекты и детали местности

Наличие градусной сетки

 

Есть меридианы и параллели

Определение сторон горизонта

 

Стороны горизонта определяют по параллелям и меридианам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ

 

Различия

План

Карта

Масштаб

Масштаб очень крупный (от 1:10000 и крупнее)

Масштаб более мелкий, чем на планах

Размер изображаемой территории

Изображается небольшая территория

Изображаются как небольшие участки земной поверхности, так и земной шар в целом

Изображение отдельных объектов и деталей местности

Подробно наносят все географические объекты и детали местности

Отбираются наиболее существенные для данной карты объекты

Наличие градусной сетки

Градусная сетка отсутствует

Есть меридианы и параллели

Определение сторон горизонта

Направление на север обозначают стрелкой. Если она отсутствует, то направления определяют по краям плана

Стороны горизонта определяют по параллелям и меридианам

 

 

 

Используя презентацию выводим задание            

Знаете ли вы условные знаки Сл8

 

Знаешь ли ты направления Сл 9

Задание прочти письмо сл10

Ф И З К У Л Ь Т минутка

_Запиши рассказ по условным знакам Сл11

Приложение1.

Составление плана местности по описанию.


Содержание задания


Выполняемые действия


По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток.


В центре листа обозначают точку, которая будет точкой пересечения шоссе и грунтовой дороги. Из этой точки определяют направление на север и обозначают шоссе, проходящее с севера на юг. Из этой же точки определяют направление на юго-запад и северо-восток и обозначают грунтовую дорогу.


В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокине, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км.


В соответствии с величиной масштаба из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают 10 см на север и определяют южную границу поселка. | Затем откладывают еще 3 см и определяют его северную границу. Обозначают поселок условным знаком по обе стороны шоссе. Подписывают название поселка.


Вдоль западной окраины поселка расположен сад.


Определяют западную окраину поселка и условным знаком обозначают сад, четко показав его северную, южную и восточную границы.


В 3 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течет в юго-западном направлении.


Из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают к югу 6 см и обозначают металлический мост.

Их центра моста определяют направление на юго-запад и обозначают реку. Стрелкой показывают направление ее течения.


На правом берегу реки лежит луг, а вдоль левого тянется смешанный лес.


Определяют правый и левый берег реки. Вдоль правого берега обозначают луг, вдоль левого- смешанный лес, не указывая точные границы их распространения.


Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны.


В соответствии с величиной масштаба на расстоянии 1 см к западу и востоку от шоссе рисуют границу распространения кустарника и обозначают его.

 

 

 

 

5 этап урока. Подведение итогов и формулирование выводов:

На данном этапе урока школьникам предлагается ответить на вопрос: какое значение имеют географические карты в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Школьники вспоминают, где они или их родители используют географические карты, какие профессии не могут обойтись без тематических карт.

В помощь школьникам можно привести загадку (слайд с загадкой выводится на экран проектора).

Сл 12 Ее с собой берет геолог,

турист,вВодитель, археолог.

Сл 13 Значение карт в жизни и хозяйственной деятельности человека?

 вывод урока: географические карты удобны в применении, носят тематический характер, поэтому их часто используют в жизни и хозяйственной деятельности человека (на экране проектора - слайд с выводом урока).

6 этап урока. Рефлексия.

Учащиеся анализируют знания, полученные на уроке, проводят самооценку и взаимную оценку.

Обсуждают результаты урока, отвечают на вопросы:

Сл 14 Что Вы открыли нового на уроке?

Чему Вы научились сегодня?

Чем Вам это может помочь?

В какой части урока Вы работали лучше всего?

Что помогло Вам включиться в работу?

Что Вам на уроке показалось трудным?

 

 

 

 

 

Приложение 2 Географический диктант

 

 

Жил на Руси богатырь славный Алеша Попович,

 и умел он только на печи лежать, да с Тугариным

Змеем воевать. Отправился он однажды золото

 народное из лап тугаринских высвобождать.

 Путь его лежал через                                  берёзовый лес, мимо гнилого

 Болота                         через которое тропинка                            была. Зашел

 Алеша в самую чащу леса и видит живописное                     озеро,

 а возле него дом лесника.                   Спрашивает он лесника,

 как попасть ему к                        реке, где  Тугаринское войско

 расположилось. А старик ему отвечает, путь далекий

 тебе предстоит. Сначала пойдешь по                           грунтовой дороге,

свернешь в                                    сосновый  лес. Там увидишь                          колодец,

 смело от него ступай к                               роднику, у родника

есть глубокий                            овраг, перейдешь его и увидишь                              луг,

на том лугу стоит                                одинокое дерево.

Подойдешь к нему,  Тугарин  сам и  появится.