Отдел образования администрации Янтиковского района Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яншихово -Норвашская средняя общеобразовательная школа»
Янтиковского района Чувашской республики
Открытый урок по географии
5 класс
по теме «План местности и географическая карта»
Степанова Лариса Григорьевна, учитель географии
первой квалификационной категории
с. Яншихово –Норваши, 2020 г.
Тема урока: План местности и географическая карта 5 класс
Тип: Обобщение и систематизация знаний.
1 Цели урока:
- формирование целостного представления обучающихся о географических картах и плане местности их значения в жизни и хозяйственной деятельности человека;
Задачи урока:
- развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;
- развивать практические навыки работы обучающихся с географическими картами;
- формировать навыки использования информационных технологий с учётом стандарта второго поколения;
- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
- развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление.
Планируемые результаты: -личностные формирование выносливости, терпения, речевой деятельности.
- метапредметные- навыки сотрудничества, умение отстаивать свое мнение, научится находить необходимую информацию, содержащуюся в легенде карты;
- предметные- познакомится со свойствами географических карт;
- Научиться читать план местности по условным знакам,
Научится составлять план местности по рассказу.
- усвоить значение географических карт в жизни и хозяйственной деятельности человека;
Методы Практическая работа, диалог
Вид урока конкурс знаний умений навыков
Форма обучения групповая
Методы контроля практическая работа
2. Ребята как вы думаете откуда мы сегодня черпаем информацию?
А можете перечислить источники географической информации?
Географическая карта - особый источник информации.
. Ориентирование и измерение расстояний по карте.
Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот.
3 этап урока. Постановка проблемы
Школьникам предлагается посмотреть на глобус и географические карты и попытаться ответить на вопросы:
Где более точно изображена земная поверхность?
Почему географическими картами пользуются чаще?
Учащиеся делают первый вывод урока: глобус - самая точная модель земли, но на практике удобнее работать с географическими картами, так как их гораздо проще изготовить, транспортировать и хранить (на экране проектора - слайд с первым выводом).
Задание1. Путешествовать по карте – увлекательнейшее занятие, если вы знакомы со всеми её обозначениями.
На экран выводится определение легенды карты.
Легенда (слово с латинского «то, что читают») карты - это условные знаки с их расшифровкой.
• На основе изученного учащиеся, План местности и географическая карта –это плоские уменьшенные изображения участков поверхности Земли при помощи условных знаков и масштаба.
• Масштаб показывает во сколько раз на плане или на карте уменьшены по отношению к реальным расстояниям.
Ученики делают второй вывод урока: географическая карта точно передаёт географическую информацию, наглядна, позволяет изучать пространственные взаимосвязи, планировать и прогнозировать многие явления и процессы, главные её отличительные особенности обобщение информации и математическая основа
4.Какие бывают географические карты?
физическая карта полушарий, физическая карта Российской Федерации, маршруты важнейших путешествий, плотность населения мира, политическая карта полушарий, карта океанов, природные зоны мира.
Учащиеся знакомятся с понятием атлас. На экран проектора выводится слайд с определением Атлас.
Атлас – это собрание географических карт разной тематики для единой территории: мира, страны, района.
Учащиеся записывают данное определение в рабочую тетрадь.
Изучив имеющуюся информацию, школьники делают третий вывод урока: географические карты различаются по масштабу, пространственному охвату территории и содержанию (на экране проектора- слайд с третьим выводом).
класса ребята заполняют таблицу в рабочей тетради.
Таб.1
Виды географических карт |
Что изображено |
Масштаб |
Физическая карта полушарий |
||
Физическая карта России |
||
Политическая карта мира |
||
… |
Выполнив данное задание учащиеся каждой группы, описывают устно
3. учитель задаёт проблемные вопросы учащимся:
А вот вы еще изучили план местности,,,,,
Чем географическая карта отличается от плана?
Различия между планом и картой
Таб.2
Различия |
План |
Карта |
Масштаб |
Масштаб очень крупный (от 1:10000 и крупнее) |
|
Размер изображаемой территории |
Изображаются как небольшие участки земной поверхности, так и земной шар в целом | |
Изображение отдельных объектов и деталей местности |
Подробно наносят все географические объекты и детали местности |
|
Наличие градусной сетки |
|
Есть меридианы и параллели |
Определение сторон горизонта |
|
Стороны горизонта определяют по параллелям и меридианам |
Ответ
Различия |
План |
Карта |
Масштаб |
Масштаб очень крупный (от 1:10000 и крупнее) |
Масштаб более мелкий, чем на планах |
Размер изображаемой территории |
Изображается небольшая территория |
Изображаются как небольшие участки земной поверхности, так и земной шар в целом |
Изображение отдельных объектов и деталей местности |
Подробно наносят все географические объекты и детали местности |
Отбираются наиболее существенные для данной карты объекты |
Наличие градусной сетки |
Градусная сетка отсутствует |
Есть меридианы и параллели |
Определение сторон горизонта |
Направление на север обозначают стрелкой. Если она отсутствует, то направления определяют по краям плана |
Стороны горизонта определяют по параллелям и меридианам |
Используя презентацию выводим задание
Знаете ли вы условные знаки Сл8
Знаешь ли ты направления Сл 9
Задание прочти письмо сл10
Ф И З К У Л Ь Т минутка
_Запиши рассказ по условным знакам Сл11
Приложение1.
Составление плана местности по описанию.
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
5 этап урока. Подведение итогов и формулирование выводов:
На данном этапе урока школьникам предлагается ответить на вопрос: какое значение имеют географические карты в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Школьники вспоминают, где они или их родители используют географические карты, какие профессии не могут обойтись без тематических карт.
В помощь школьникам можно привести загадку (слайд с загадкой выводится на экран проектора).
Сл 12 Ее с собой берет геолог,
турист,вВодитель, археолог.
Сл 13 Значение карт в жизни и хозяйственной деятельности человека?
вывод урока: географические карты удобны в применении, носят тематический характер, поэтому их часто используют в жизни и хозяйственной деятельности человека (на экране проектора - слайд с выводом урока).
6 этап урока. Рефлексия.
Учащиеся анализируют знания, полученные на уроке, проводят самооценку и взаимную оценку.
Обсуждают результаты урока, отвечают на вопросы:
Сл 14 Что Вы открыли нового на уроке?
Чему Вы научились сегодня?
Чем Вам это может помочь?
В какой части урока Вы работали лучше всего?
Что помогло Вам включиться в работу?
Что Вам на уроке показалось трудным?
Приложение 2 Географический диктант
Жил на Руси богатырь славный Алеша Попович,
и умел он только на печи лежать, да с Тугариным
Змеем воевать. Отправился он однажды золото
народное из лап тугаринских высвобождать.
Путь его лежал через берёзовый лес, мимо гнилого
Болота через которое тропинка была. Зашел
Алеша в самую чащу леса и видит живописное озеро,
а возле него дом лесника. Спрашивает он лесника,
как попасть ему к реке, где Тугаринское войско
расположилось. А старик ему отвечает, путь далекий
тебе предстоит. Сначала пойдешь по грунтовой дороге,
свернешь в сосновый лес. Там увидишь колодец,
смело от него ступай к роднику, у родника
есть глубокий овраг, перейдешь его и увидишь луг,
на том лугу стоит одинокое дерево.
Подойдешь к нему, Тугарин сам и появится.