Предупреждение и выявление фактов распространения скулшутинга
в образовательных организациях
Формирование безопасной образовательной среды на сегодняшний день является важнейшей задачей не только государства, региона, но и в частности образовательной организации.
Одной из ключевых современных угроз для общества становится вовлечение подростков в деструктивные сообщества, а также популяризация молодежных движений, идеализирующих как суицидальные идеи, так и идеи насилия.Следует освободиться от иллюзий, чтообразовательная организация надежно защищена от преступления скулшутинга. В Забайкальском крае на сегодняшний день зафиксированы факты пользователей сети, из которых несколько человек максимально активны.
Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. На сегодняшний день, статистика совершенных преступлений в школьной среде, как в мире, так и в России, говорит об увеличении количества преступлений скулшутинга.
В литературе отмечается, что успешное предупреждение отдельных преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения, основным и важным звеном всего механизма преступного поведения.
Личность несовершеннолетних преступников имеет характерные особенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесообразные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной профилактики, а также для своевременной коррекции личности подростков, характеризуемых асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления.
Причины совершения детьми «скулшутинга»
Для того чтобы человек совершил противоправное действие, направленное против жизни и здоровья себя или окружающих, он должен находиться в особом состоянии, которое обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов.
Среди внешних факторов можно отметить:
• Отсутствие внимания родителей к ребенку
• Ссоры с членами семьи
• Трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами
• Буллинг (травля) - агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны других членов коллектива или его части
• Смерть родственников друзей
• Доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию
• Интерес ребенка к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также его доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга»
К внутренних факторам следует отнести:
• Депрессивное состояние ребенка
• Внушаемость и ведомость ребенка
• Психическое отклонение у ребенка
Алгоритм работы по выявлению фактов распространения скулшутинга в образовательных организациях
Алгоритм работы является поступенчатым:
1. Предварительная оценка проводится по самой угрозе
2. Оценка личности угрожающего
3. Принятие мер и реагирование
1. Оценка угрозы
Угроза - это выражение намерения нанести вред или проявить жестокость в отношении кого-либо/чего-либо.
Угроза может быть произнесена, написана или изображена символически, например, показывая руками, как стреляют в другого человека.
Оценка угроз основывается на двух важнейших принципах:
1. Все угрозы неравнозначны.
2. Большинство угрожающих лиц вряд ли будут осуществлять свою угрозу. Однако все угрозы должны восприниматься всерьез и оцениваться соответствующе.
Типы угроз
Тип угрозы |
Описание |
Пример |
прямая |
заявление о конкретном акте насилия и выражается простым, ясным и явным образом |
«Я собираюсь разместить бомбу в спортзале школы». |
косвенная |
тенденция быть неопределенности, неясности и неоднозначности |
«Если бы я хотел, я мог бы убить всех в этой школе!» |
завуалированная |
угроза, при которой негативный посыл очевиден, но нельзя утверждать, что грозит какая-либо определенная опасность. |
«Нам было бы лучше без тебя» |
условная |
угрозы предупреждает, что насильственный акт произойдет, если не будут выполнены определенные требования или условия |
«Если вы не заплатите мне миллион долларов - я принесу бомбу в школу». |
Степени риска угроз
Угроза |
Низкий риск |
Средний риск |
Высокий риск |
Характеристика |
Угроза расплывчатая и не направлена на какую-то определенную группу Угроза непоследовательна, неправдоподобна или мало детализирована Угроза нереалистична По самому сообщению об угрозе мы предполагаем, что человек вряд ли ее выполнит. |
Угроза более конкретна, чем угроза низкого уровня Формулировка предполагает, что угрожающий обдумывал план действий Могут быть указаны примерные место и время действия (но они не детализированы). |
Угроза прямая, конкретная и правдоподобная. Были совершены определенные шаги для реализации задуманного. Например, в речи присутствовали рассказы о том, как человек тренировался обращаться с оружием или следил за жертвами. Угроза прямая, направлена на конкретную жертву. |
Оценка личности угрожающего
Анализ одной только угрозы не дает нам точного понимания, насколько серьезен человек в своих намерениях.
Все аспекты жизни угрожающего должны учитываться при оценке того, сможет ли он осуществить задуманное, дает основы для оценки личности.
Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных фактов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность и т. п.
Для всех или почти всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или, в конечном счете, связан с личностными деформациями.
Нижеприведенная модель обеспечивает основу для анализа ученика и помогает определить, есть ли у него мотивация, средства и намерения провозглашенную угрозу.
Оценка основана на совокупности известных о школьнике данных в четырех основных областях:
• Личность ученика
• Отношения в семье
• Отношения в школе и статус ученика в школьном сообществе
• Динамика социальных отношений
Если оценка указывает на проблемы во всех четырех категориях, это может говорить о том, что учащийся, скорее всего, фантазировал о воплощении угрозы в жизнь, обладает достаточной мотивацией для совершения преступления или уже предпринял какие-то шаги для осуществления угрозы.
Признак |
Характеристика |
Беспокойные взаимоотношения родитель-ребенок |
Взаимоотношения учащегося с родителями могут быть чрезвычайно сложными или беспокойными. Подобная сложность или беспокойство однозначно очевидны при учете множества факторов, включая недавний или многочисленный переезды, потерю родителя, появление отчима и т.п. Он выражает презрение по отношению к своим родителям и отвергает или отрицает их роль в своей жизни. Свидетельством тому может являться насилие, имеющее место в доме учащегося. |
При разговоре со школьными представителями или преподавателями, касающемся беспокойного поведения ребенка, родители кажутся безучастными, преуменьшают проблему или полностью отрицают жалобы, даже если плохое поведение ребенка является показательным и очевидным. | |
|
Семья держит ружье или другие виды оружия или взрывчатых веществ дома, и учащийся имеет к ним доступ. Важнее то, что с оружием обращаются неосторожно, без соблюдения обычных мер безопасности; так, например, ружья не запираются и оставляются заряженными. |
|
Кажется, что в семье отсутствуют тесная связь и сплоченность. Семья часто переезжала и/или недавно переехала. |
|
Родители устанавливают мало или совсем никаких ограничений в отношении поведения ребенка, и обычно уступают его требованиям. Учащийся настаивает на бесконтрольной степени уединенности, и родители имеют минимум информации по поводу его деятельности, школьной жизни, о друзьях и других отношениях. Родители кажутся запуганными своим ребенком. Они могут бояться, что подвергнутся физическому нападению, если будут противостоять или расстраивать его, или же столкнутся с эмоциональным всплеском, огорчая ребенка, и могут привести к возникновению эмоционального кризиса. |
Никаких ограничений или контроля телевидения и интернета |
Родители не наблюдают, не ограничивают или не контролируют просмотр телевизора или использование подростком интернета. Учащийся может иметь в своей комнате телевизор или, наоборот, быть свободным проводить столько времени, сколько ему захочется, за просмотром передач с насилием или другим неподходящим содержанием. Учащийся проводит больше времени за просмотром телевизора, нежели занимаясь деятельностью со своей семьей или друзьями. |
Школьная динамика
В случае акта насилия школа становится местом преступления. Как и при любом насильственном преступлении, необходимо понять, какое влияние могла оказать школа на решение учащегося причинить вред, нежели сделать что-либо другое.
В то время как для учителей/экспертов критика или оценивание собственной школы может показаться трудной задачей, необходима определенная степень осведомленности этих уникальных динамик - по отношению к угрозе, чтобы оценить роль учащегося в культуре школы и развить лучшее понимание - со стороны студента - почему он выберет в качестве цели собственную школу.
Признак |
Характеристика |
Учащийся оказывается «изолированным» от школы, включая других учащихся, учителей и школьные мероприятия. | |
Терпимость по отношению к буллингу |
Школа практически ничего не делает для того, чтобы предотвратить или наказать за неуважительное поведение отдельных учащихся или группы учащихся. Буллинг является частью школьной культуры, и школьная администрация не обращает на это внимания, изредка или никогда не мешая данному процессу, или делает это выборочно. Учащиеся часто оказываются в роли задиры, жертвы или наблюдателя (иногда один и тот же учащийся может играть разные роли в зависимости от обстоятельств). Атмосфера в школе продвигает расовое или классовое разделение, или позволяет таковым оставаться неоспоримыми. |
|
Использование дисциплины происходит несправедливым образом или расценивается как несправедливое по отношению к учащимся и/или работникам. |
|
Школьная культура - это официальные и неофициальные модели поведения, ценности и взаимоотношения между учащимися, учителями, работниками и администрацией. Культура - статичная, жесткая и нечувствительная по отношению к изменениям в школьном сообществе и меняющимся нуждам новых учащихся и сотрудников. |
Сложившийся порядок подчинения среди учащихся |
Определенные группы учащихся официально или неофициально имеют больше престижа, чем другие. Школьные служащие и большинство учеников относятся к людям, состоящим в группах с высоким престижем, как будто они являются более важными или ценными для школы, чем другие учащиеся. |
Неконтролируемый доступ к компьютеру |
Доступ к компьютеру и интернету не контролируется и не отслеживается. Учащиеся могут использовать школьные компьютеры, чтобы играть в жестокие компьютерные игры или обнаруживать неуместные веб-страницы, которые продвигают насильственные группы ненависти или содержат инструкции по изготовлению взрывных устройств. |
Реагирование и принятие мер
Низкий риск. Угроза представляет собой малую угрозу общественной безопасности и в большинстве случаев не предполагает расследования правоохранительными органами на предмет уголовного преступления. Однако у правоохранительных органов может быть запрошена информация, связанная с угрозами на любом уровне.
Соответствующее вмешательство в случае низкого уровня угрозы может включать в себя как минимум беседу с учащимся и его или ее родителями.
Если угроза была направлена на определенного человека, этот человек должен быть допрошен на предмет характера его или ее отношений с инициатором угрозы и об обстоятельствах, которые привели к угрозе.
Средний риск. Когда уровень угрозы оценивается как средний, реакция в большинстве случаев должна включать в себя контакт с правоохранительными органами в той же степени, как и с другими источниками, с целью получения дополнительной информации (и возможной переклассификации угрозы на высокий или низкий уровень).
Угроза среднего уровня будет иногда, но не обязательно всегда, служить основанием для расследования совершения возможного уголовного преступления.
Высокий риск. Угроза высокого уровня почти всегда требует немедленного вмешательства правоохранительных органов. При этом правоохранительные органы должны быть проинформированы и вовлечены в какие бы ни было последующие действия, предпринятые при реагировании на угрозу. Угроза высокого уровня весьма вероятно повлечет за собой уголовное преследование.