Термин «синдром профессионального выгорания» (англ. burnout) впервые использовал американский психиатр Герберт Фрейденберг. Доктор ввел данное понятие для обозначения душевного состояния людей, которые испытывают разочарование, опустошенность, сопровождающиеся нарастающим безразличием к своей работе. «Выгорание» - это, прежде всего, реакция организма человека на непрерывный стресс на работе.
Американские ученые К. Маслак и С. Джексон выделили три главные составляющие выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.
Эмоциональное истощение – равнодушие ко всему рабочему процессу. Человек чувствует себя опустошенным, приглушенность собственных эмоций создает ощущение вакуумного пространства. Профессиональные обязанности выполняются чисто формально.
Деперсонализация – частичное или полное отстранение от общения с коллегами и другими людьми на работе. Данное явление возникает как защитная реакция на эмоциональную перегруженность и сопровождается внутренним раздражением. Периодически могут возникать резкие вспышки гнева.
Редукция профессиональных достижений возникает в условиях завышенных требований к сотруднику и характеризуется чувством собственной некомпетентности. Нередко человек ощущает глубокую вину при незначительных недочетах. То есть снижается адекватное самовосприятие. Профессия помогающего
В современном мире сохранение психического здоровья педагога – насущная проблема. Требования к учителям с каждым годом меняются и возрастают. Сейчас педагог это не только хороший специалист, который понимает своих учеников, но и человек, искусно контактирующий с родителями и обладающий компьютерной компетентностью. Учителям ежедневно приходится работать с документацией, электронной отчетностью и думать о рейтинге школы.
Помимо всего прочего, успешный учитель (а неуспешные обществу не нужны) должен производить впечатление уверенного в себе и своих силах человека, который не стоит на месте, а постоянно повышает свой профессиональный уровень и поднимается по карьерной лестнице. И вот на поддержание данного образа нужны какие-никакие внутренние ресурсы. Причины профессионального выгорания учителей
1. Как ни странно, наибольшую склонность к «выгоранию» можно отметить среди молодых педагогов. Объясняется это следующими причинами:
· недоверие родителей и коллег;
· несоответствие реальной действительности и ожиданий;
· отсутствие необходимого опыта общения с учениками;
· «блуждающие приоритеты».
Молодые учителя часто готовы работать на износ, не понимая, что не всегда это оправдано. Смещая акценты с одного на другое, анализируя ошибки, они слишком поздно понимают, почему дети их не слушают, пишут плохо контрольные работы, а опытные учителя не перестают критиковать.
Молодые специалисты приходят в школу с желанием качественно улучшить уровень своих будущих учеников. Работают 24 часа в сутки, стараются общаться с детьми на равных, быть искренними. Но впоследствии, не получая должной отдачи со стороны учеников, теряют изначальный запал. И недооценка среди руководства, напряжение от необходимости постоянно «держать марку» приводят к еще большим разочарованиям.
2.Семейное положение
Существуют исследования, которые проводят связь между семейным положением и профессиональным выгоранием. Люди, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию. И если задуматься, то, действительно, семья – это то тепло, та разрядка, которые так необходимы учителю, чтобы переключаться.
3.Личность учителя
В.В. Бойко выделяет следующие факторы, которые влияют на стрессоустойчивость: - сниженное чувство собственного достоинства и склонность к интроверсии; - из низкой самооценки вытекает «трудоголизм»; То есть на желание сравняться с «лучшими» человек может тратить все свои энергоресурсы -наиболее подвержены выгоранию учителя-интроверты из-за эмоциональной холодности, закрытости и сосредоточенности на своем собственном внутреннем мире.
Внешние причины
К внешним причинам можно отнести следующее:
· временной дефицит, напряженный ритм работы;
· некомфортные условия работы: отсутствие своего кабинета или должного технического оснащения;
· неэффективный стиль руководства: отсутствие четких задач, необоснованная критика;
· плохая обратная связь;
· разобщенность коллектива;
· однообразие выполняемых действий.
Стадии эмоционального выгорания учителей
1.Изначально у учителя могут прослеживаться периодические сбои в выполнении определенных задач: на уроке преподаватель может перескакивать с темы на тему, задавать вопросы ученикам в хаотичном порядке. Вследствие чего возникает повышенный самоконтроль, боязнь ошибиться на фоне общего эмоционального напряжения.
2.Вторая стадия характеризуется состоянием апатии: работа становится неинтересна, снижается потребность в общении. Появляется ощущение хронической усталости. Кроме того, раздраженность и постоянное напряжение начинают сказываться на физическом здоровье.
3.На последней стадии происходит потеря интереса не только к работе, но и к жизни. Человек в таком состоянии может проявлять отчуждение даже к близким людям.
Профилактика и лечение : 1.Личное пространство
Начнем с простого, и казалось бы, незначительного. На самом деле немаловажную роль играет организация рабочего пространства. Если у педагога нет личного кабинета, то это обстоятельство нужно с течением времени обязательно решить с руководством.
Класс учителя – это его второй дом, поэтому следует уделить внимание его благоустройству. Кабинет должен быть хорошо технически оснащен и соответствовать определенным нормам (удобная мебель, освещение). 2.Организация времени Педагогу непременно нужны перерывы в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, дыхательная гимнастика, прослушивание любимой музыки, погружение в воспоминания о приятных моментах.
Очень важно, как учитель проводит свои выходные дни. Обязательным условием профилактики выгорания является организация досуга. Следует подумать о том, что действительно приносит вам удовольствие, а что только отвлекает.
Хорошей альтернативой интеллектуальной нагрузке может послужить физическая: занятия спортом или танцами (например, парными, где человек может ощутить связь с другим, не используя вербальные методы общения).
Помимо всего прочего, как ни странно, снять одну нагрузку может помочь другая нагрузка. Например, изучение нового языка или занятия музыкой, или же – интересные образовательные курсы. 3.Альтернативное мышление
Одним из факторов профессионального выгорания является неумение педагогов подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Существуют различные тренинги по развитию альтернативного мышления, направленного на разрешение конфликтных ситуаций и переоценку ценностей. Решающим в этих занятиях должен стать отказ от привычного поведения и стереотипов мышления. 4.Психотерапия
Многие могут скептически относиться к сеансам психотерапии, ссылаясь на то, что «психология – псевдонаука», но для некоторых врач-психотерапевт может оказаться настоящим спасением.
В целом, каждый учитель находит свой метод выхода из сложной ситуации, кто-то просто уходит из школы, а кто-то находит силы остаться и вновь обретает себя.
3.1 Метод развитие творческого мышления.
Если вы не имеете к творчеству никакого отношения, не спешите закрывать статью. Творческое (креативное) мышление отвечает не только за написание гениальных картин и музыкальных произведений. Оно помогает вырваться из привычных закостенелых шаблонов и начать генерировать качественно новые идеи.
Для чего нужно развивать креативное мышление
Мышление взрослого человека изобилует шаблонами и стереотипами. Они значительно облегчают жизнь, когда нужно действовать по уже известной схеме. Реакции и действия отработаны до автоматизма, поэтому мы тратим на них гораздо меньше сил и времени.
Рабочий день среднестатистического человека состоит из знакомых действий и манипуляций. Мы приходим в офис, садимся в родное кресло, просматриваем электронную почту, выполняем ряд рутинных задач. И так изо дня в день. Под все эти действия у нас в мозге образованы прочные нейронные сети.
Но жизнь не всегда идет по намеченному сценарию. Когда возникает ситуация, которая не вписывается в привычный шаблон и требует качественно новых действий, мы впадаем в ступор. Отойти от привычных стереотипов невероятно сложно. Это как съехать с глубокой колеи на проселочной дороге.
Человек, способный быстро перестраиваться и приспосабливаться к меняющимся условиям, оказывается в несколько раз более эффективным. Поэтому и нужно развивать креативное мышление. Оно делает ум более гибким, пластичным, вариативным. И позволяет успешно решать не только знакомые рутинные задачи, но и качественно новые.
Развитое креативное мышление – неотъемлемая характеристика человека, чья деятельность связана с творчеством в том или ином виде. Мир меняется и требует от человека умения быстро адаптироваться к этим изменениям.
А) Счастливая случайность
Каждый раз, когда перед вами стоит какая-то проблема, прибегайте к помощи слова. Возьмите любую книгу, ткните в первое попавшееся слово и попытайтесь отыскать в нем ключ к решению. Не факт, что у вас получится, но это и не столь важно. Главная цель упражнения – сдвинуть свои мысли с накатанных шаблонных рельсов в сторону креативного мышления.
В) Перестановка
Для этого упражнения нам понадобится парочка новостных заголовков. Можете поискать их в газетах или на новостных порталах в интернете. Когда найдете стоящий вариант, поменяйте в нем местами существительные. Например, было: “Голикова сообщила о росте смертности в России”, а стало: “Смертность сообщила о росте Голиковой в России”. Или было: “Ученые изобрели лекарство от коронавируса”, а стало: “Коронавирус изобрел лекарство от ученых”.
Г) Ассоциации
Возьмите в руки книгу, откройте ее на произвольной странице и ткните пальцем в любое слово не глядя. Теперь придумайте как можно больше ассоциаций к нему. Начните с самых очевидных, а затем постарайтесь как можно дальше уйти от них. В конце списка у вас будут ассоциации, понятные только вам.
Мне попалось слово “тетрадь”. Мой ассоциативный ряд с ним выглядит так: слова, листы, бумага, линии, белый, дневник, сочинение, цифры, математика, четыре, шуршание, пятно, крошки, карман, рана.
Д) Инструкции Возьмите любой предмет и постарайтесь придумать как можно больше способов его применения. Чем необычнее и интереснее они будут, тем лучше.
Я взяла зубную щетку. Ей можно:
чистить зубы;
чистить обувь;
рисовать;
расчесывать волосы;
наносить маску для лица;
вычесывать кошачью шерсть;
чесать спину и т. д.
Когда у вас будет готовый список, придумайте инструкцию для одного из способов использования
Ж) Ограниченный рассказ
Суть упражнения в том, что нужно придумать рассказ, состоящий из определенного количества слов. Это количество вы задаете заранее. Например, 100 слов, 50 или 200.
Нельзя отступать от заданного количества ни на слово! Рассказ должен быть стройным и логичным. В нем должны присутствовать все необходимые элементы повествования: начало, кульминация и развязка.
З) Биография
В следующий раз, когда окажетесь в людном месте, понаблюдайте за людьми. В общественном транспорте или в очереди выберите себе одну “жертву” и постарайтесь составить ее биографию. это за человек, кем он работает, чем увлекается, какие скелеты хранит в шкафу.
И) Генератор идей Ваша задача – придумать как можно больше идей, чем заняться в отпуске. Пусть будет 100. Представьте, что ваш начальник расщедрился и выделил вам целый год на отдых. Что вы будете делать все это время?
К) Буквенный бенефис Ваша задача – придумать предложение, все слова в котором будут начинаться на одну букву. Чем длиннее оно получится, тем лучше. Постарайтесь, чтобы оно было осмысленное, но слишком сильно к смыслу не придирайтесь.
Л) Рисование обеими рукамиЕще одно упражнение для развития правого полушария и улучшения межполушарной передачи импульсов. Возьмите в каждую руку по ручке или карандашу. Одной рукой начните чертить круг, а другой – треугольник. Делать это нужно одновременно.
М) Действуйте другой рукой
В течение дня старайтесь делать привычные дела непривычной рукой. Например чистите зубы или расчесывайте волосы левой рукой. Попробуйте перестроить мышку компьютера на другую руку. Первое время будет ужасно дискомфортно. Но со временем станет привычнее, и вы начнете получать истинный кайф от того, как работает ваш мозг.
Используйте свой мозг на полную и будьте креативнее!
Заключение. Возьмите за правило выполнять хотя бы по 2-3 упражнения в день. Для них даже не нужно выделять специальное время. Занимайтесь в транспорте по пути на работу, во время скучного ожидания, лежа в кровати перед сном. Всего неделя вам понадобится, чтобы заметить первые результаты
Источник: https://iklife.ru/samorazvitie/uprazhneniya-dlya-razvitiya-kreativnogo-myshleniya.html
Приложение
Диагностика эмоционального выгорания
(К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой)
Назначение теста: изучение степени профессионального «выгорания».
Инструкция к тесту.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
Данный опросник позволяет определить у Вас степень выраженности профессионального выгорания по трем шкалам. Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у Вас выражены различные стороны «выгорания». Общее количество баллов говорит о тяжести «выгорания» (макс.132 балла).
Пожалуйста, ответьте, как часто Вы испытывают чувства, перечисленные в каждом из пунктов опросника. Над ответами долго не задумывайтесь, отвечайте, руководствуясь первым впечатлением.
Обработка результатов теста.
«Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).
«Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
«Редукция личных достижений» – ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
|
|
Никогда 0 |
Часто 4 |
Каждый день 6 |
1 |
Я чувствую себя эмоционально опустошенным. |
|
|
|
2 |
После работы я чувствую себя как «выжатый лимон». |
|
|
|
3 |
Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу. |
|
|
|
4 |
Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела. |
|
|
|
5 |
Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним). |
|
|
|
6 |
После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего. |
|
|
|
7 |
Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами. |
|
|
|
8 |
Я чувствую угнетенность и апатию. |
|
|
|
9 |
Я уверен, что моя работа нужна людям. |
|
|
|
10 |
В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю. |
|
|
|
11 |
Я замечаю, что моя работа ожесточает меня. |
|
|
|
12 |
У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление. |
|
|
|
13 |
Моя работа все больше меня разочаровывает. |
|
|
|
14 |
Мне кажется, что я слишком много работаю. |
|
|
|
15 |
Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит c некоторыми моими подчиненными и коллегами. |
|
|
|
16 |
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех. |
|
|
|
17 |
Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе. |
|
|
|
18 |
Во время работы я чувствую приятное оживление. |
|
|
|
19 |
Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного. |
|
|
|
20 |
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе. |
|
|
|
21 |
На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами |
|
|
|
22 |
В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей |
|
|
|