Интегрированное обучение в рамках реализации ФГОС (Владимирова В.В.)

Интегрированное обучение в рамках реализации ФГОС

 

        Введение государственных образовательных стандартов и современная образовательная система требуют от школы высококачественного обучения каждого ребенка, которое обеспечит возможность его дальнейшего развития и образования. Чтобы достичь желаемого результата, педагог должен реализовать новые требования, предъявляемые Стандартами, создавая современный урок.

      Сегодня актуально проведение интегрированных уроков и межпредметной интеграции в целом. Помните расхожее выражение: «Всё новое – это хорошо забытое старое»?  

 

      Понятие слова «интеграция» происходит от латинского «integer», что в переводе означает «цельный, целостный». Интеграция подразумевает восстановление единого образовательного пространства предметов, изучаемых в школе. Еще Я.А. Коменский утверждал: «Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным».

       Практика показывает, что нередко одно и то же понятие в рамках каждого конкретного предмета определяется по-разному — такая многозначность научных терминов затрудняет восприятие учебного материала. Эти трудности легко снимаются в интегрированном обучении. Таким образом, интеграция в обучении – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

 

     Необходимость обращения к интегрированному обучению в условиях ФГОС вызвана рядом объективных причин:

Снижением познавательной активности учащихся, нет целостного представления о картине мира, неумением применять свои знания на практике (слабая самореализация личности).

 

     В современной школе интеграция идет по нескольким направлениям и на разных уровнях.

-внутрипредметная интеграция, при которой содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями, т.е. знания систематизируются внутри определенной дисциплины.

- межпредметная интеграция – проявляется в использовании теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Такая систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся.

-транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Что же такое интегрированный урок?

       Интегрированный урок относится к группе технологий «воспитание в процессе жизни».

Интегрированный урок - это особый тип урока, который объединяет в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к естественной связи с жизнью, оживляют духом времени, наполняют смыслом.

       Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления.   Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Целями интегрированного урока являются:

Обучающая: приобретение системных качественных знаний по предметам.

Развивающая: всестороннее развитие личности школьников, усиление мировоззренческой направленности познавательных интересов.

       Воспитательная: расширение круга интересов, воспитание стойкого представления о взаимосвязи науки и искусства, формирование целостного представления о мире, всеобщих Законах Вселенной.

 

      Структура интегрированных уроков отличается от традиционных уроков: четкостью, компактностью, сжатостью; большой информативной емкостью материала, где 60-80% урочного времени отводится творчеству учащихся. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях.                      

      Каково же значение интегрированного обучения в условиях ФГОС? Интегрированное обучение:

1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

2) формирует УУД в рамках образовательного процесса и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

3) повышает качество знаний учащихся;

4) повышает и развивает интерес учащихся к предметам;

5) интегрированный урок через системно - деятельностный подход обеспечивают саморазвитие личности, где знания приобретаются только в деятельности ученика;

6) позволяет использовать современные педагогические технологии;

7) расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;

 

       Таким образом, можно сделать вывод: интеграция предметов в современной школе - необходимое условие современного учебного процесса, реальная потребность времени. Она необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой конкурентоспособной личности, выпускника школы такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов ее решения, выбрать рациональный способ, обосновать свое решение.
       Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения и веры  в творческие способности каждого учителя.

Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен самосовершенствоваться.