Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Майраслова Н.П.)

      В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей.

      По данным   специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков:

каждый пятый школьник  имеет патологию,

у половины школьников отмечаются функциональные отклонения,

здоровым можно считать только 20-25% первоклассников,

у остальных имеются различные нарушения в состоянии здоровья,

значительное снижение числа здоровых детей (10-12%),

хронические заболевания наблюдаются у 50-60 % школьников,

у 20% школьников 5 и более диагнозов

       Поэтому главная задача образовательных учреждений - сохранить здоровье детей.  В Законе РФ «Об образовании» записано: "Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь  и сохранность детей, укрепление их здоровья".

      Базарный В.Ф. − учёный, врач и педагог-новатор основал новое направление в науке – здоровьесберегающие технологии. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

      Основный принцип здоровьесбережения: "Не навреди!

Все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

      К здоровьесберегающим технологиям относятся

1. Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПин, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии.

2. Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников.

3. Учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.          

      Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.

      Основные требования  к организации здоровьесберегающего урока.

1.                Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных неприятных звуковых раздражителей)

2.                Структура здоровьесберегающего урока должна состоять из различных элементов урока (опрос учащихся, письмо, работа с учебником, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение проблемных ситуаций, игра, дискуссия, заочная экскурсия, исследование).   Однообразность уроков утомляет школьников. Частая  же  смена  одной  деятельности  другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут. Учитель на уроке должен использовать разные методы преподавания. Число используемых методов на уроке должно быть не менее трех. Это могут быть словесный метод, наглядный метод,  самостоятельная работа, работа с книгой, ТСО и многие другие. Использование одного или двух методов преподавания ведет к потере у учащихся интереса, падению внимания и низкому уровню усвоения материала, делая тем самым урок малоэффективным и здоровьезатратным. В тоже время необходимо соблюдать  правило чередования  методов преподавания. Целесообразно  в среднем через 13 минут.  Слишком частое чередование вызывает излишнее напряжение учащихся и может способствовать быстрому утомлению и появлению стресса.

      Сегодняшний день требует использование в процессе обучения технических средств. Место и длительность применения ТСО должны соответствовать гигиеническим нормам. Необходимо помнить, что применение ТСО во временном пространстве урока ограничено. Не допускается единовременное использование ТСО на протяжении более 10 минут, а общее время использования не должно превышать более 15 минут. Учитель должен использовать ТСО как дополнительную возможность инициирования дискуссии, обсуждения.

      Хроническое утомление  является одним  из главных факторов истощения ресурсов здоровья.  Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста учащихся.  Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности  или в процессе отдыха. При правильно организованном здоровьесберегающем  уроке  дети сохраняют работоспособность в течение  всего урока. Учитель должен видеть момент наступления утомления учащихся. Снижения их учебной активности,  проявление «двигательного беспокойства» и неправильная посадка за партой служат сигналом для учителя, что учащиеся утомлены. Внешние признаки усталости ученика - это частая смена позы, потягивание, встряхивание руками, зевота, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

    Обязательный элемент здоровьесберегающего урока - физкультминутки - кратковременные серии физических упражнений для  активного отдыха, 3-5 упражнений во  время урока по предметам теоретического цикла на 2-3 минуты. Часто проводятся в музыкальном сопровождении, при  чтении детьми вслух стихотворных строк, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность,обязательны на третьем и последующих уроках. Хорошие результаты дает проведение физкультминуток самими школьниками – дежурными по здоровью. В состав физкультминуток входят упражнения 1) для улучшения мозгового кровообращения, 2) для снятия утомления с плечевого пояса и рук, 3) для снятия напряжения с мышц туловища, 4) для нормализация осанки, 5) для восстановления сил, 6) для глаз, 7) для снятия утомления.

     Также необходимы упражнения для мускулов души, направленные на развитие любви к себе, повышению самооценки и самоуважения. Например, на уроках, где речь идет о добре и зле, милосердии и сострадании, проводим: игру «Попроси прощение»: "Давайте вспомним: кому мы причинили зло?  Кому не помогли, не подали руку помощи? О ком   забыли?  Кого обидели?   Родителей?    Родных? Друзей? Учителей? А попросили ли прощения? Ваши глаза говорят, что нет. Да, просить прощение нелегко, но надо. Так давайте сделаем это вместе. Мысленно".

 

     Игра «Дари добро»: "А теперь повернемся лицом друг к другу, улыбнемся друг другу, возьмемся за руки и пожелаем друг другу добра.  Вы почувствовали, как изменился мир, как изменились мы, потому что, на чуточку, но добра в нас стало больше – мы готовы к свершению добрых дел".      

     Еще одна возможность для формирования здоровьеформирующей среды – это содержание урока. Необходимым условием является короткая беседа, содержание текста, подбор пословиц, цитат, газетных заметок для пропаганды здорового и безопасного образа жизни, освещения проблем и иных фактов, способствующих формированию правильного отношения обучающихся к своему здоровью.

     С этой целью тщательно подбираю диктанты, тексты для анализа, предложения, изложения. Тема текстов – спорт, ведение здорового образа жизни.

     Выполняем задания  к тексту:

напишите названия разных видов спорта,

назовите чувашских спортсменов, расскажите о них,

расскажите о любимом виде спорта,

 напишите имена прилагательные, характеризующие человека, ведущего здоровый образ жизни,

составьте лексическое гнездо слова «спорт»,

составьте синквейн на тему «Спорт», Спортсмен», «Здоровье»  

      Например, текст диктанта "Ваше здоровье".

     Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.

     На всю жизнь вам дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с любимыми предметами, их можно заменить. Но заменить свой организм вы не сможете.

      Запомните – необходимо заботиться о себе и своем здоровье уже сейчас.

      Полезные привычки.

      Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их». Поэтому очень важно вести здоровый образ жизни, ведь соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает волю, характер человека. Характер складывается из привычек. Делать зарядку, заниматься спортом, умываться по утрам, чистить зубы, расчесываться, пользоваться чистым носовым платком, следить за одеждой, соблюдать порядок во всем: у каждой вещи должно быть свое место, быть бережливым по отношению к школьному и домашнему имуществу – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье. (81 слово)

      Пишем мини-сочинения на темы: "Гимн зубной щётке", "Здоровое питание", "Если хочешь быть здоров!", "Для чего нужна зарядка"

На уроке используем пословицы и поговорки, загадки о здоровье, здоровом питании, труде.

      Пословицы и поговорки: «Пешком ходить — долго жить»; «Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест»; «Здоров на еду, да хил на работу»; «В здоровом теле, здоровый дух»; «Поешь рыбки —будут ноги прытки»; «Гречневая каша — матушка наша, хлебец — кормилец»

      Выполняем творческие задания:

      Британские и…ледователи док…зали, что еда (на) бегу приводит к перееданию и ожирению. (Не)обходимо переж…вывать пищу тщательно, насл…ждаясь ее вкусом. (Не)сколько минут (не) нарушат расписание, но сохр…нят зд…ровье.   Включить в расписание двадцать  дополнительных секунд на каждый кусочек пищи  это (не)обходимое время для здоровья.

      Задания к тексту: 1) прочитайте текст; 2) озаглавьте его, объясните выбор названия текста;  3) определите идею текста; 4) спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

     В середине лета созревают ягоды смородины. Никакая другая ягода не сравнится со смородиной по содержанию витамина C. Всего небольшая горсть этой ягоды удовлетворяет суточную потребность человека в этом важнейшем витамине, который укрепляет иммунную систему и помогает бороться с простудами.

      Листья черной смородины также очень полезны. При водянке, камнях в почках и мочевом пузыре, кожных заболеваниях народная медицина советует принимать настой смородиновых листьев. А высушенные листья, добавленные в чай, придают ему приятный аромат.

      Задания к тексту: 1) выпишите из текста все частицы, предлоги; 2) определите грамматическую основу предложений 2-ого абзаца; 3) укажите предложение, в котором имеется обособленное определение.

      Проводим творческую работу на спортивную тематику:

сочинение-описание уроков физической культуры,

сочинение-повествование о любимом виде спорта,

сочинение-рассуждение о роли физкультуры в жизни школьника, о вреде курения,

сочинение-репортаж о школьном соревновании,

сочинение-интервью,

сочинение-сказка о здоровье,

сочинение-письмо к известному чувашскому спортсмену,

сочинение-признание о достижениях в спорте,

     Ожидаемый результат: получение определенной информации  о ведении здорового образа жизни,  воспитание желания: соблюдать режим дня, закаливаться, заниматься спортом, участвовать в полезном труде, жить по законам добра и красоты, отказаться от вредных привычек.     

      В заключение хочется отметить, что здоровье подрастающего человека - это одна из главных проблем современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой  посильный вклад  в сохранение здоровья молодого поколения  может внести каждый учитель. И внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих компонентов позволяет добиться положительных изменений: формируются мотивы, потребности и ценности ЗОЖ, а возможно, даже нравственные чувства, качества, поступки, создаётся благоприятная здоровая социокультурная среда, в которой растёт и развивается ребёнок.