Неделя физики (Игнатьева В.В.)

НЕДЕЛЯ

ФИЗИКИ

В ШКОЛЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Разработала Игнатьева Валентина Витальевна, учитель физики                      МБОУ «Ян-Норвашская СОШ»

 

 

 

 

1. Введение

Опыт последних лет показывает, что востребованность профессий, связанных с физикой, увеличивается. А у учащихся интерес к изучению этого предмета падает.  Но будущее наших учеников и страны зависит от развития науки и техники. Это накладывает на учителей физики, определенные обязанности по подготовке первичных знаний, на которых и будет проводиться формирование успешных специалистов в разнообразных областях.

Один из способов повысить интерес учащихся — внеурочная работа, например  предметные недели. Основная задача проведения недели физики — развитие интереса учащихся к предмету, а также актуализация знаний школьников. Уникальность предметной недели состоит в том, что в ее проведении принимают участие учащиеся всех классов школы.

План недели выглядит следующим образом: каждый день проходит по одному мероприятию. Они подготовлены для каждой возрастной группы в отдельности (7-11 классы) и проходят в виде различных конкурсов, игр и экскурсий. Учтены особенности школьников; уровень их знаний, умений, навыков; их профориентированнность.

 

Цели:

1. Повысить  познавательный и исследовательский активность учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся

2. Развитие навыков общения, умения работать в команде.

3. Обзор учащимися роли физики в повседневной жизни

3. Повторение учебного материала по разным предметам под новым углом зрения

4. Расширение кругозора в результате организованного общения.

Задачи

1. Сделать школьную жизнь учащихся более интересной, насыщенной, запоминающейся, сопряженной с обыденной жизнью.

2. Предоставить возможность учащимся попробовать себя в роли исследователей, лаборантов.

 

Человеческие ресурсы:

1. Учитель физики и классные руководители.               

2. Учащиеся школы с 7 по 11 классы

 

Временной ресурс: одна учебная неделя

 

 

План недели

 

День недели

Для какой аудитории

Ответственные

Мероприятия

1

Понедельник

7-10

Актив

Открытие недели

«Угадай-ка…» (разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов по физике

Конкурс рисунков «Великие физики»

Конкурс физических загадок, стенгазет, ребусов, кроссвордов

 

2

Вторник

7

1-6

Учитель физики

Актив

Открытая лаборатория

«Физика для младших друзей», увлекательные опыты для учащихся 1-6 классов

3

Среда

10

Учитель физики

Игра «Что? Где? Когда?

4

Четверг

7-10

Актив

Турнир эрудитов

 

5

Пятница

9

8

Учитель физики

 

«Умники и умницы».

«Вечер занимательной физики»

6

Суббота

7-10

Актив

Подведение итогов, награждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс рисунков «Великие физики» и физических загадок .

За неделю до конкурса классный руководитель проводит классный часы, посвященные небольшому экскурсу детей в мир истории физики и великих физиков, рассказывает о некоторых из них интересные факты. На основе проведенной работы детям предлагается представить свой рисунок, посвященный одному из физиков.

 

 

Загадки

1. Крашенное коромысло через реку  повисло. (Радуга)

2. Прозрачен, как стекло,

    А не вставишь в окно.  (Лед)

3.  Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.  (Облака)

4. Раскаленная стрела

    Дуб свалила у села.  (Молния)

5. Что, дотронувшись едва,

    Превращает в дым дрова?   (Огонь)

6. Ты кричал - оно молчало,

    Ты молчал - оно кричало.    (Эхо)

7.  От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит ..  (Тень)

8.  То назад, то вперед

Ходит бродит пароход.

Остановишь - горе!

Продырявит море!   (Утюг)

9.  Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор.

(Пылесос)

10. По волне, волне, плывет музыка ко мне.   (Радио)

11.  Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.  

(Холодильник)

12.  Висит груша - нельзя скушать.

       (Лампочка)

13.  Что возвратить нельзя?   (Время)

14.  Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу,

Коромысло на носу?   (Очки)


Конкурс вопросов

1.                  Что в физике и химии на втором и четвертом местах? …(буква «И»)

2.                  Бумажный летательный аппарат  (Змей)

3.                  Ближайшая звезда… (Солнце)

4.                  Что идет, не двигаясь с места (Время)

5.                  Что легче, пуд ваты или пуд железа? (Равны)

6.                  Его задача просто вертеться (Волчок)

7.                  Что есть и у фотоаппарата, и у автомата? (Затвор)

8.                  Кому на кухне постоянно отворачивают «голову»? (Кран)

9.                  Какие «посудины» можно найти в скелете (Таз, чашечка)

10.              Что можно приготовить, но нельзя съесть. (Уроки)

11.              Ученый Альберт (Эйнштейн)

12.              Что такое млечный путь? (Галактика)

13.              Как называется воздушная оболочка земли? (Атмосфера)

14.              Прибор для получения капель жидкости? (Пипетка)

15.              Самый экологический вид транспорт? (Велосипед)

16.              Что становится больше, если его поставить вверх ногами?  (число 6)

17.              Как может брошенное яйцо пролететь на 3 метра и не разбиться?

(нужно бросить яйцо дальше, чем на 3 метра, и тогда первые 3 метра оно пролетит целым) 18. Прибор для измерения силы.  (Динамометр)

19)  Давление измеряется в…(Паскалях)

3) Единица измерения количества теплоты.   (Джоуль)

4) То, из чего состоит физическое тело.  (Вещество)

5) Сила, которая действует на опору или подвес. (Вес)

6) Атмосферное давление впервые измерил… (Торричелли)

7) Источники тока в проводниках создают и поддерживают.  (Электрическое поле)

8) Мельчайшая частица вещества.  (Молекула)

9) Тело заряжено отрицательно, если на нём избыток… (Электронов)

10) Переход вещества из газообразного состояния в жидкое состояние.  (Конденсация)

11) Частица с наименьшим отрицательным зарядом.  (Электрон).

12) Сила, которая возникает при деформации.  (Сила упругости)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Триатлон по физическим величинам"

Задание и на него дается три подсказки командам - задания предлагаются командам по очереди. С какой подсказки дан ответ, команда получает соответственно 3,2,1 б.

1. Это физическая величина (сила).

  • Основная физическая величина "Динамики", это причина возникновения ускорения.
  • Она есть у всех людей, только у больных ее мало, а вот у здоровых много.
  • Это есть, ума не надо.

2. Это физическая величина (время).

  • Для его измерения используют повторяющийся физический процесс. Говорят, что оно течет, как река, только в одном направлении, его можно повернуть назад только в сказках.
  • Часто, по ошибке, считают, что одна из единиц ее измерения - световой год.
  • Делу это, а потехе - час.

3. Это физическая величина (ускорение).

  • Это результат действия силы.
  • Измеряется акселерометром.
  • Любимый термин времен Горбачева.

4. Это физическая величина (давление).

  • Действует на дно и стенки сосуда.
  • Увеличивается с глубиной, мы это чувствуем, когда ныряем.
  • Нужно измерить, когда болит голова.

5. Это физическая величина (мощность).

  • Важнейшая характеристика всех двигателей.
  • Скорость выполнения работы.
  • У КАМАЗа больше, чем у ВАЗа.

6. Это физическая величина (импульс).

  • При ударах возникают большие силы, потому что изменение этого происходит за очень малое время.
  • Равна произведению массы тела на его скорость.
  • Из рекламы - если неизвестный мужчина дарит вам цветы, это он реагирует на …

7. Физическая величина (масса)

  • Она имеется у всех.
  • Ее целый день определяют продавцы
  • Если человека долго не кормить, то она уменьшается.

9. Физическая величина (скорость).

  • Ее начинают изучать еще в начальных классах.
  • Ее у нас нет, когда мы спим, а появляется, когда встаем.
  • У птиц она больше, чем у нас, а еще больше у ракеты.

10. Физическая величина (плотность).

  • Странно, но у льда она меньше, чем у воды.
  • У физических тел, сделанных из одного вещества, она одинаковая.
  • У алюминиевой ложки она меньше, чем у стальной.

11. Физическая величина (высота).

  • Прибор для измерения этого - альтиметр.
  • Этот прибор всегда есть на самолете.
  • Если посмотреть с нее на Землю, то всегда страшно.

12. Физическая величина (энергия).

  • Она согласно закону уменьшается при совершении работы.
  • У летящей пули и у сжатой пружины она называется по - разному.
  • Когда съешь "Сникерс", то она прибавится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Физика для младших друзей»

увлекательные опыты для учащихся 1-6 классов

  1. Тонущий картофель.

Берется два стакана: один с чистой водой, другой с насыщенным раствором соли и поочередно отпускаем картофель в стаканы. Смотрим что происходит с картошкой

 Плотность чистой воды меньше плотности картофелины и поэтому картофелина (яйцо) в воде тонет.

 Соль увеличивает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее утонуть.

Плотность солёной воды и картофелины (яйца) примерно одинаковы, поэтому картофелина (яйцо) плавает в насыщенном растворе поваренной соли

  1. Кипение воды в шприце при комнатной температуре

Оборудование и материалы
Прозрачный пластиковый шприц без иголки на 15 – 20 мл, вода и кусочек пластилина

: уменьшили давление воздуха на поверхность (закрыли отверстие и потянули с силой поршень вниз) это привело к закипанию воды в шприце

  1. Шарик проткнём, а он не лопнет

Оборудование: воздушный надутый шарик, скотч, спица или игла.

хотя дырка образуется, но скотч не даст давлению разорвать шарик. А сама спица закроет собой дырочку, не позволяя воздуху выходить из нее.

 

  1. Втягивание шарика  в банку

а)Оборудование: бумага, спички, стеклянная банка, воздушный шарик с водой

горящая бумага нагревает воздух в банке. Когда на банку кладут шарик, он перекрывает доступ кислорода и горение прекращается. Плотность горячего воздуха меньше плотности холодного. Воздух в банке остывает и его плотность увеличивается, объём уменьшается и шарик втягивается в банку.

б) Оборудование: шарик надутый с водой, банка трёхлитровая, очень горячая вода (кипяток).

 Воздух в банке с течением времени начинает остывать и сжимается, а шарик втягивается внутрь.

 

  1. Реактивный воздушный шарик

Оборудование: детский воздушный шарик, нитка, пустой стержень от шариковой ручки, тарелка с водой.

Вывод: шарик вращается по воде под действием реактивной силы

 

  1. Почему шарик не лопается

Оборудование: два воздушных шарика, один из них с водой, спички, свеча

Нагреваем шарик с водой на пламени свечи, шарики не горит. А пустой шарик лопается

Вывод: Это явление теплопроводности. Вода в шарике «отбирает» всё тепло свечи на себя, поэтому шарик не нагревается до опасной температуры. И, поэтому шарик с водой не лопается.

  1. Опыты с магнитами

а) Зависшая в воздухе игла 

Оборудование: подковообразный магнит, игла на нити, листок бумаги. Опыт с магнитом и иглой на нити. Положить иглу на магнит и медленно стягивать ее с магнита. Игла будет висеть в воздухе.

Вывод: игла находясь в магнитном поле намагнитилась и притягивается к магниту. На взаимодействующих концах образовались разноимённые магниты

 

б) Магнитное яйцо  Оборудование: магнит, яйцо без содержимого, два очень маленьких гвоздика.

Вывод: взаимодействие магнита и железа.

  1. Подъём тарелки с мылом 

Оборудование: Тарелка, смоченная водой, кусок хозяйственного мыла.

Вывод: подъём тарелки с мылом объясняется притяжением молекул мыла и тарелки

  1. Отделить желток от белка: (кулинарный совет). 

Оборудование: тарелочка, из пластика бутылочка, яйцо   Вывод: Никаких чудес, просто физика! желток сам под давлением воздуха в бутылку затянется (т.к. бутылку сжимаем и расправляем

 

  1. Яйцо в бутылке. Оборудование: Сваренное куриное яйцо, очищенное от скорлупы (не очень крупное). Стеклянная бутылка из-под молока

Бумага, спички, растительное масло (смазать горлышко бутылки                                                                                                       

Вывод: бумага горит внутри бутылки и нагревает молекулы воздуха в ней, от чего они быстро двигаются, начинают друг от друга отталкиваться. Часть воздуха выходит через щель между яйцом и горлышком бутылки наружу. Когда пламя погаснет, молекулы воздуха охлаждаются и начинают друг к другу притягиваться. Давление молекул воздуха снаружи бутылки велико, и они вталкивают яйцо внутрь бутылки с характерным свистом.