"Формирование понятий о добре и зле у детей младшего школьного возраста" (Ярмулина Д.Н.)

 Добро и зло – важнейшие нравственные категории, обозначающие предельные свойства бытия: первое - как должное, положительное, гармоничное и второе - как предосудительное, отрицательное, дисгармоничное.

     Уже в течение 1-го года жизни ребенка в детском сознании появляется функция оценки, выявляющая предпосылки становления нравственно-духовной жизни как различения добра и зла, должного, и недолжного. Содержание этой жизни, пусть самое обобщенное, обусловлено внутренними интуициями ребенка, с одной стороны, и заданными социальными требованиями и ожиданиями – с другой.

           Проблема морального развития личности, несмотря на свою очевидность и архаичность, продолжает оставаться открытой для решения в современном человеческом обществе. Нравственные качества человека, долг и ответственность, честь и достоинство, совесть и вина издавна являются проблемами этики, религии, искусства, педагогики, психологии.

   В настоящее время очень остро проблема недостатка знаний о законах морального развития стоит перед педагогами, занимающимися детьми младшего школьного возраста. Исследователи пытаются ответить на вопросы: В каком направлении происходит моральное развитие личности? Каковы критерии и нормативы его развития? Как происходит формирование нравственных понятий у детей этого возраста? В младшем школьном возрасте у детей происходят глубокие изменения в сфере нравственных понятий, убеждений, чувств, оценок и поступков. Особую роль в этом процессе, как подчеркивают исследователи, выполняет учебная деятельность, которая «создает условия для овладения учащимися способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру».

  Для школьников этого возраста характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать им нравственную оценку. Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения. Требования к другим категоричны, малейшее их невыполнение, считает младший школьник, должно повлечь за собой наказание. Сам ребенок также стремится вести себя «как надо», но в то же время его поведение продолжает определяться в основном непосредственными мотивами. Кроме того, по мнению исследователей, для данного возраста характерна такая социально-психологическая особенность, как динамичность нравственных представлений.

Категория «добро»

Добро в представлении учащихся 1-х классов – «делать хорошее», «хорошо поступать», «не обижать», «не злиться», «добрый человек». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («помогать всем», «человек помогает своему другу»), для вторых – с отсутствием внешних конфликтов («не  обижать», «не злиться ни на кого», «не драться»).

Второклассники связывают данную категорию прежде всего  с помощью другому человеку: «помогать бабушкам», «помогать близким», «делать что-то хорошее для других», «помощь».

У школьников 3-х классов категория «добро» также чаще всего ассоциируется с помощью, хорошими поступками – «помогать тем, кто попросит», «не делать плохое».

И все учащиеся 4-х классов связывают категорию «добро» с хорошими поступками, оказанием помощи другим людям: «человек дает машину напрокат», «помочь перейти дорогу».

2. Категория «зло»

В толковании зла ответы детей 1-х классов в основном связаны с действием – «драться», «поступать плохо», «убивать», «обижать других». Некоторые высказывания связаны с характеристикой другого человека («это злой человек»).

Учащимися 2-х и 3-х классов зло толкуется с точки зрения причинения вреда: «когда грабят», «кого-то побил», «обижать», «поступить плохо». Присутствуют и ответы, связанные с характеристикой другого человека: «плохой человек», «злой человек».

В высказываниях учащихся 4-х классов, помимо ответов, связанных с причинением вреда и плохими поступками, появляется ответы достаточно высокой абстрагированности: «больно на душе», «ненависть, отрицание всего».

     Младший школьный возраст - важный период в жизни ребенка. В это время происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Подражательная активность, характерная для ребёнка младшего школьного возраста, ведущая эмоция – интерес.

         Уроки литературного чтения в начальной школе наиболее ярко способствуют формированию «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». На этих уроках формируется знание (понимание) воспитанниками тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания

           Одним из первых жанров, с которыми встречаются младшие школьники, является русская народная сказка, обладающая большим воспитательным потенциалом.

          Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. За фантастичностью и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики. В сказке, как ни в каком другом жанре, очень ярко выражено противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости, красивого и безобразного и т.д. Сказочные идеалы становятся для читателей своеобразными критериями, точкой отсчета в оценке действий окружающих людей и собственных поступков.

        При прослушивании сказки ребенок будет представлять, стараться вообразить какие-то сказочные образы. В связи с этим у него будет развиваться мышление, воображение. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, ознакомление со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка

         Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств  для развития ребенка, которое во все времена использовали и должна использоваться педагогами и родителями.

 Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что «простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии»

           Василий Александрович Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем» [6, с.181]. По его мнению, сказка -благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ними, но и учились создавать, воплощая в них свои детские мечты.

        Современные методисты также высоко ценят воспитательный и образовательный потенциал сказки. Сказка способствует сопереживанию ребенка героям, что обеспечивает перенос качеств, чувств, ситуации на себя. Переживая, волнуясь за героя, радуясь его победам, ребенок учится различать добро и зло.

          Особое место среди сказок занимают сказки волшебные. Именно эти сказки дают четкое представление об идеальной человеческой судьбе, нравственных ценностях.

          Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. В сказках, адаптированных для детей (сравни с оригинальными вариантами, например, А.Н.Афанасьева), положительные персонажи наделены не только положительными нравственными качествами, но и красивы внешне (и даже неприглядный  Иван-дурак в конце сказки становится «добрым молодцем»), что вызывает симпатию младших школьников.

Важно показать младшему школьнику, что именно положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Зло всегда бывает побеждено.

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кощей Бессмертный, Баба Яга). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Отрицательные герои, как правило, наделены непривлекательной, часто отталкивающей внешностью (например, Кощей Бессмертный). Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг.

       Работа со сказкой имеет в начальной школе различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

     На уроке чтения  рассматривать такие сказки, где добро побеждает зло:

- Курочка Ряба;

- Морозко;

- Мужик и медведь;

- По щучьему веленью;

- Сестрица Алёнушка и братец Иванушка;

- Белая уточка;

- Василиса Прекрасная;

- Ведьма и Солнцева сестра;

- Гуси – лебеди;

- Коза – Дереза и т. д.

 

при изучении сказок о добре и зле целесообразно использовать такие пословицы и поговорки:

- Не хвались серебром, а добром;

- Делай добро и жди добра;

- Жизнь дана на добрые дела;

Стихотворения о добре и зле:

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека… и т. д.

Разучить песню:

ДОБРОТА 
Текст песни 
(Слова Н. Тулуповой)

Добрым быть совсем, совсем не просто. 
Не зависит доброта от роста, 
Не зависит доброта от цвета, 
Доброта — не пряник, не конфета. 

Припев: 
Только надо, надо добрым быть 
И в беде друг друга не забыть. 
И завертится земля быстрей, 
Если будем мы с тобой добрей. 

Добрым быть совсем не просто. 
Не зависит доброта от роста, 
Доброта приносит людям радость 
И взамен не требует награды. 

Доброта с годами не стареет, 
Доброта от холода согреет. 
Если доброта, как солнце, светит, 
Радуются взрослые и дети.

 

Использовать игровой материал:

Разбирать на примере добрые и злые поступки: 

Использовать притчи при составлении урока о добре и зле:

Притча «Чёрная точка»

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги,  где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: «Что вы видите?»  Все хором ответили, что черную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше,  чем эта черная точка!» Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом  что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».

Также необходимо создавать сказочно игровую среду.

       Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссорится, производить вокруг себя разрушение - сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и под давлением взрослого.

Ведущий советский педагог – новатор В. А. Сухомлинский говорил: «Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже своё измерение времени». И главной задачей для родителей и педагогов является сохранения всеми силами чистоты маленького человека. Понятно, что идеальным человек не станет и наступит время, когда он сам будет формировать свою личность. Но заложенные основы добра в детстве дадут свои плоды. Внутренняя борьба добра со злом происходит постоянно, очень часто жизнь подкидывает нам разные ситуации, когда нам приходится принимать те или иные решения, делать выбор. Минимизировать зло, действовать исходя из добрых побуждений может каждый из нас. Ведь чем больше будет в мире добра, тем лучше для всех нас.

 

Литература

1. Аплетаев М.Н. Воспитание нравственных основ личности в процессе обучения  – Омск: Слово, 1989.

2. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия – М.: Сфера, 1999.

3. Матвеева Л.А. Психологические особенности развития нравственных убеждений младших школьников / Л.А. Матвеева. – Л.: Знамя, 1987.