Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. (Лазарева А.А.)

Взаимодействие семьи и школы в современных условиях

 

    Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

   Семья занимает центральное место в воспитании ребенка. Без помощи семьи школа не может достигнуть высоких результатов воспитания. Она воздействует на ребенка каждодневно. К факторам семейного воспитания социологи относят материальные условия жизни семьи, её структуру, образовательный уровень, интересы, духовные потребности, уровень культуры. По характеру взаимоотношений родителей семьи разделились на три группы: живут дружно, иногда ссорятся, конфликтуют. На основе полученных данных проследили, каким образом характер взаимоотношений родителей влияет на нравственное формирование личности ребенка. Утвердилось мнение, что в большинстве семей, где существует понимание между отцом и матерью, дети растут добрыми, отзывчивыми. Иное положение в семьях, где родители часто ссорятся, вовлекают в свои конфликты детей. В таких семьях дети  воспитаны удовлетворительно, но чаще плохо. В исследованиях социологов вскрыты факторы, которые снижают воспитательное влияние семьи: её нестабильность, наличие одного ребенка, недостаток времени у родителей для воспитания детей, отсутствие должного контакта со школой, нехватка педагогических знаний и умений. Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность.

   Существуют три группы родителей:

1.  Родители – помощники учителя в воспитательной работе с детьми.

2.  Родители – потенциальные помощники.

3.  Пассивные родители.

    Учителю нужно сформировать коллектив не только учащихся, но и родителей.

   Формы работы учителя с родителями: индивидуальные (посещение на дому, приглашение в школу, индивидуальные консультации педагога, переписка), групповые (родительский лекторий, тематические консультации, классные детские мероприятия, родительские вечера) и коллективные (классные родительские собрания, общешкольные родительские собрания, дни открытых дверей, концерты, выставки учебных работ, творческие отчеты).

   Индивидуальные формы.

1.     Посещение семьи на дому.

   Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания     позволяет индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного взаимодействия на ребенка в семье. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, невозможно оказать ученику необходимой поддержки.

    Эта форма очень хорошо известна учителям и родителям, но необходимо остановиться на двух моментах посещения.

   Посещение семьи должно осуществляться по приглашению. По данным статистики, более 90% детей воспитывается в семьях, где отец и мать работают. Следовательно, не всякое время удобно для визита учителя. Внезапное посещение учителя может вызвать  смущение, замешательство родителей, занятых теми или иными делами, нарушить временно прядок, уют. В это время могут быть родственники, гости, нередко случается так,  что учитель не застает дома родителей или того из них, с кем планировалась беседа. Ряд исследователей семейного воспитания отмечают, что использование этого правила – посещение по приглашению – меняет радикально отношение учащихся к посещению семьи классным руководителем от негативного до активного, положительного.

    Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда не сказали бы при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.

2.     Приглашение в школу.

    Родители приглашаются только в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке надо помочь изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т.д.

   Нужно стараться не приглашать в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую неуспеваемость. Это вызывает у родителей негативное отношение к школе.

3.     Индивидуальные консультации педагога.

   Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того,  чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

   Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения( особенности здоровья ребенка, его увлечения, поведенческие реакции, особенности характера, мотивации учения и т.д.)

4.     Переписка.

   В работе с родителями переписка пользуется довольно широко. Особенно широко эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.

Групповые формы.

1.     Родительские лектории.

   Задачи лектории многообразны: познакомить родителей с воспитательной работой школы, сообщить знания из различных разделов, дать советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.

   Такая планомерная работа под руководством квалифицированных педагогов дает возможность родителям глубже изучить индивидуальные особенности детей, более правильно подойти к решению педагогических задач, использовать рекомендованные формы и методы для их решения.

2.     Тематические консультации.

    Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят специалисты, которые помогут найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и  т.д.

3.     Родительские вечера.

Родительский вечер – это праздник общения родителей. Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения различных ситуаций помогает по-другому воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности  ребенка, расширить возможности воспитания.

4.     Классные детские мероприятия.

  В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия (дни именинников, чаепития и т.д.)

   Подобные мероприятия сближают родителей между собой, налаживают контакт между учителем и родителями.

Коллективные формы.

1.     Классные родительские собрания.

   Родительские собрания должны стать для родителей «школой просвещения», расширить их кругозор. Собрания носят как  теоретический, так и практический характер. Рекомендуется проводить для родителей беседы на интересующие их вопросы. Например: « Об организации учебы школьников», «Как помогать ученику в выполнении домашних заданий?», «Воспитание сознательной дисциплины в семье» и другие.

    2.Общешкольные родительские собрания.

   Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступает директор, заместители, отчитывается о работе  родительский комитет школы. В конце учебного года награждаются семьи, активно участвующие в жизни школы.

    Хочется отметить, что в последнее время родители активно начали посещать как классные, так и общешкольные родительские собрания.

3.Родительские  дни.

   В школе 1 раз в год можно проводить «День открытых дверей». Родители могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, которая отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских. В заключении участники художественной самодеятельности организовывают для родителей творческий отчет.

    Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.

4.Концерты.

   Родители привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных мероприятий. Они помогают педагогам и воспитателям готовить номера художественной самодеятельности.

   Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.

5.     Творческие отчеты.

   Творческие отчеты служат для подведения итогов работы различных кружков художественной самодеятельности. Чаще всего используется не как самостоятельная форма, а включаются в общешкольные праздники, концерты и другие формы воспитательной работы.

6.     Выставка работ.

    Подобная форма работы используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная. Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых дверей, концертов, родительских собраний и т.д.

    Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд.

    Следует особо выделить такую форму связи школы с семьей, как работа родительского комитета. Он вырабатывает план совместных действий по оказанию помощи семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом отдельных родителей, решает ряд вопросов, касающихся случаев, когда в той или иной семье воспитание ребенка поставлено не на должном уровне, решает другие  вопросы. Комитет помогает в проведении различных внеклассных и оздоровительных мероприятий.

   Трудности возникают в работе с родителями, которые сами нуждаются в перевоспитании, а также с родителями, дети которых являются правонарушителями. Школа ведет строгий учет неблагополучных семей, поддерживают постоянную, деловую связь с работниками детской комнаты милиции.

   Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.

   Каждый классный руководитель в работе с родителями имеет свой определенный опыт. Проведение таких совместных мероприятий, как круглые столы, фестивали, выставки, родительские спектакли, и многие другие мероприятия способствуют взаимопониманию учителей, родителей, детей, где они одновременно являются организаторами и участниками. Именно учителя могут нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию личности ребенка.

   Ни семья, ни школа, ни общественные институты в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребенка. Поэтому целостный, систематический процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон. Инициатива в этих контактах по праву принадлежит семье.

    А.С.Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьей – через учащихся. Преимущество этого способа не только в его оперативности, но и в том, что ребенок, принимая требования учителя, становится их проводником в семье.

    Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность темы сотрудничества и пожелать учителям успешной работы, достойной этой зарплаты и морального удовлетворения.