Открытый урок математики в 3 классе «Таблица умножения и деления числа 8» (Лазарева А.А.)

Отдел образования  администрации

Янтиковского района Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яншихово – Норвашская средняя общеобразовательная школа»

Янтиковского района Чувашской Республики

 

 

 

 

 

Открытый урок

математики в 3 классе

«Таблица умножения и деления

числа 8»

УМК «Школа России»

                                                                  

                                                   

                                                                                   План урока составила              

                                                                                   Лазарева Антонина Александровна

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                    первой квалификационной категории

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Яншихово - Норваши, 2018г

Тема урока: Таблица умножения и деления с числом 8.

Учебник: «Математика» 3 класс часть 1; авторы М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.

Образовательная система: «Школа России».

Форма проведения: урок- путешествие с использованием мультимедийного оборудования.

 Цель урока: Составить таблицы умножения  числа 8 и на 8, рассмотреть соответствующие случаи деления.                                                                            

Задачи:

1.Образовательная: повторить таблицу умножения и деления до 7; отрабатывать вычислительные навыки; совершенствовать умение решать задачи.                                                                                                                          

2.Развивающая: повышать познавательную активность учащихся, развивать  умения  наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать,  сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память.

3.Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, умение работать в парах и группах, доброжелательность, взаимопомощь, целеустремленность, организованность, положительное  отношения к учебе.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: учебно – познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке.

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: осознанно строить высказывание в устной форме; выстраивать цепочку  логического  рассуждения; произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы: осуществлять контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Тип урока: урок изучения нового материала. 

Методы обучения: проблемно-диалогическое и личностно ориентированная технология обучения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная;

- индивидуальная;

-групповая;

- самостоятельная.

Эффективность: достигается за счет применения на уроке активизирующих методов, различных форм работы, разнообразных заданий, организации оперативной обратной связи, нетрадиционной формы урока. На протяжении всего урока поддерживается интерес учащихся, создается благоприятный психологический климат.

Результативность: учащиеся ознакомятся с таблицей умножения и деления 8, закрепят полученные ранее знания. Высокие результаты достигаются за счет совместного «открытия» новой темы.

Оборудование урока: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация «Остров сокровищ»;  жетоны-мордашки для рефлексии; сундук с сокровищами (сладостями), таблички «SOS», рисунки «Спасательные круги».

 

 

1.Организационный момент. 
1.Психологический настрой учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас  урок математики. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними! Тихо сели девочки. Сели мальчики.

    На улице поздняя осень, на небе нет солнышка. Какая – то грусть на душе. А вы улыбнитесь друг другу, и вам сразу станет теплее и веселее! Представьте себе, что ваши ладошки - это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе - вы видите, какие вы симпатичные и умные! А теперь прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите своему соседу по парте чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей сегодняшней работой. Опустите ладошки.

Я надеюсь, вы порадуете себя, наших гостей и меня хорошими правильными ответами.
2.Вспомним правила посадки.

 Руки на месте? (НА МЕСТЕ)

Ноги на месте? (НА МЕСТЕ)

Локти на месте? (У КРАЯ)

Спина прямая? (ПРЯМАЯ)

  Не забывайте, пожалуйста, о том, что правильная осанка, залог хорошего здоровья. Когда вы держите ровно спину, кровь по вашему организму бежит легко и быстро, и от этого ваш мозг будет работать быстрее.

 3. Самоопределение к деятельности.Слайды1-5.

  Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок. Мы совершим с вами морское путешествие с мореплавателем Генри  к острову Сокровищ. После долгих поисков на чердаке среди старых вещей Генри нашел карту.  На карте было указано, где дед Родригес спрятал сокровища. Генри приглашает нас в путешествие. В пути нас могут  ожидать  всевозможные препятствия и различные открытия. Думаю,  что путешествие будет увлекательным и опасным, но справиться с этими  опасностями помогут знания  и умения, которые вы приобрели не только  на уроках математики, но и на других уроках, а некоторые   приобретёте сегодня.   Во время нашего путешествия мы будем делать записи в наши бортовые журналы (рабочие тетради). Итак, откройте свои бортовые журналы и запишите число и классную работу. Все записи в бортовом журнале должны быть записаны очень аккуратно.

   I1. Актуализация знаний.

   Итак, вы готовы? Отправляемся в путь? 7футов под килем – счастливого пути, как говорят настоящие моряки. 7 футов примерно равно  2 метрам. Когда моряки нуждаются в помощи, они подают сигнал бедствия  «SOS».     вас  на партах таблички,  и  если вы не справляетесь с заданием, поднимаете сигнал «SOS».) Оказав помощь в решении задания,  вы тонущему бросаете спасательный круг.    

Устный счет.

1.«Поднять якорь».

   Чтобы поднять якорь и отправиться в путешествие,  вы должны ответить на мои вопросы.

1.Первый множитель 6, второй множитель 9. Найдите произведение и вы узнаете, сколько морей на Земле.  (54)

2. Делимое 32, делитель 8. Найдите частное и вы узнаете, сколько океанов на Земном шаре. (4).

3.Во сколько раз 48 больше, чем 8.  Найдите ответ  и вы узнаете, сколько материков на Земле.  (6)

4.Делимое 70, частное 7. Найдите делитель и узнаете,  сколько видов усатых китов существует. (10).

2.Работа в группах.

 

  Якорь поднят, а чтобы заработали моторы, надо вам быстро решить примеры, соединить выражение со значением.

Чтобы работать быстро и ловко,
Нам нужна для ума тренировка.

Класс разделю на 3 группы: 1 группа « Любознательные», 2 группа – «Исследователи», группа – «Мастера». В каждой группе я назначу капитана. Они будут проверять работы.

 

Задание 1 группы:

(62 – 52) х 0



20

Задание 2 группы:

7 х 7 - 40



16

5 х 2 +12

1

18 : 3 + 8 х 4

54

47 – 21 : 3

24

100 – 6 х 8

9

(14 – 7) : 7

40

(96 – 56) : 5

5

3 х 5 +25 :5

22

56 : 7 х 2

8

4 х 3 :2

6

6 х 7 + 12

38

24 : 6 х 6

0

30 : 6 х 1

52

Задание 3 группы:

 

15 :3 х 6 + 16


2

(4 х 8 – 20) : 6

54

28 : 7 х 9 + 14

51

2 х 9 : 3 х 9

46

58 – 48 : 8 + 18

90

6 х 6 : 4 + 42

8

35 : 7 х 9 + 45

50

(64 : 8 + 16) : 3

70

-Пока капитаны проверяют задания,  мы поиграем с веселыми человечками. С вами хочет поиграть человечек под номером 7. Я буду называть числа. Если они есть в таблице 7,  вы показываете знак согласия и наоборот. Числа вот такие: 14, 21, 25,  28, 34, 42, 54, 63. Молодцы, с заданием вы справились.

Слушаем капитанов.

   I11. Открытие « нового» знания и первичное закрепление. Слайд 6.

   1.Определение темы урока.

 Я предлагаю вам самим узнать тему сегодняшнего урока. Посмотрите,  у нас на пути плавучая ледяная гора. Кто знает, как она называется? (Айсберг). Высота над поверхностью воды может достигать до 70 м. При столкновении с ней корабль может получить повреждение, чтобы этого избежать, надо быстренько справиться с заданием и восстановить необходимые числа.  Посмотрите на задание, установите закономерность составления таблицы умножения. Много ли новых, ещё не изученных случаев осталось? (Нет, всего 2).

Озвучьте тему урока. (Таблица умножения и деления 8).

    2. Составление новых случаев таблицы умножения и деления на 8. Слайд 7.

-Как найти значение выражений 8*8 (8*7+8 или 8 прибавить 8 раз)

-На  сколько будет больше каждое следующее произведение? (На 8)

    Айсберг мы благополучно миновали.  Но наш штурман сбился с пути.  Чтобы взять правильный курс, мы должны записать в тетрадях новые случаи умножения и деления 8. Запишите их самостоятельно в тетради эти случаи. Давайте проверим.  Можно воспользоваться учебником и презентацией.

  3.Совершенствование знаний учащихся. Слайды 8-10.

   А теперь мы можем плыть дальше с нашими друзьями вперед. Приплыв на остров, отмеченный на карте,они увидели на дереве надпись, математические примеры и круг c цифрами от 1 до 7. Чтобы продвинуться дальше, надо  выполнить все задания.

  Незаметно мы приплыли на остров «Веселая таблица» (Слайд10).  На острове очень красиво. Вам нужно вспомнить таблицу умножения 8 и угадать,  какие числа спрятаны под картинками.

IY. Коллективная работа. «Остров задач». Слайд 11.

1. Решение задачи № 3, стр.62.

- Молодцы, с первым заданием вы справились очень быстро, и  нашим путешественникам нужно решить несколько задач. Найдите в учебнике задачу № 3, прочитайте  и попробуйте представить задачу перед глазами.  Запишем кратко задачу в виде таблицы.

Что означает число 6?(Количество аквариумов). Что обозначают числа 54 и 27? (Всего рыбок в аквариумах).

А что сказано про количество рыбок в одном аквариуме?(Одинаково)

Итак, заполним краткую запись в виде таблицы.

Количество  рыбок в 1 аквариуме

Количество аквариумов

Общее количество рыбок

 

Одинаково

 6 шт.

54 рыбы

?

27 рыб

 - Какой самый главный вопрос задачи? (Узнать, сколько аквариумов занимают 27 рыб).

- Сможем  сразу ответить на этот вопрос? (Нет.  Неизвестно, сколько рыбок в одном аквариуме.)

-  А это сможем узнать? (Да).

Решите задачу сами и в конце проверим работы. А если у вас не получается, поднимите команду «SOS».  

Кто сможет, запишите решение задачи выражением. Проверка: 27: (54:6)=

2. Решение задачи №4 (1), стр.62. Слайд 12-13.

Прочитайте задачу и определите слова для краткой записи.

Лук-24 кг

Чеснок -?, в 4раза меньше, чем лук

Морковь - ?,  5 раз больше, чем чеснок.

Решите задачу самостоятельно.

Проверим решение задачи. Слайд 14.

3. Составление задачи по выражению. Слайд 15.

 Придумайте задачу по выражению (15:3)*2=

Y. Физкультминутка. Слайд 16.

Море волнуется раз, 
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри.

YI. « Чертёжники». Слайды 17-18.

  Нам необходимо поторопиться, ведь наше путешествие еще не закончилось. Наши друзья встретили еще одно препятствие.

  А теперь вам нужно начертить прямоугольник со сторонами 8 см и 2 см. Найти площадь и периметр этого прямоугольника.

1 ученик находит площадь прямоугольника, 2 ученик – периметр. По презентации проверьте правильность выполнения работы.

YII. Работа в парах.

1.Решение уравнений. Слайд 19.

Решить уравнение и сделать проверку

2. Разгадывание ребуса. Слайды 18-22.

-  Посмотрите,   я вижу бутылку. Ее волны выбросили на берег.

-  Скажите, а что может быть в бутылке?  (Выслушивает ответы детей).

- В таких запечатанных бутылках хранилась информация или просьба о помощи.

- Распечатаем её?

- Распечатываем бутылку, в ней для вас домашнее задание. Вы должны разгадать ребус. Отгадку покажете на следующем уроке.

YIII. Самостоятельная работа. «Спасите от пиратов». Слайды 23-24.

 - На наших друзей напали пираты. Мы их спасем, если правильно решим примеры. Итак, быстрее за дело, время не ждет! Молодцы, выручили друзей.

IX. «Проказы обезьянки».Слайд 25.

Наше путешествие еще не закончилось. На нашем пути  - обезьянка. Она предлагает нам помочь морякам. Дайте ответ на вопрос задачи обезьянки.(9*8=72)

X. «В гостях у островитянина»

- Кто же у нас впереди? Да это же островитянин.  Он не знает, что нужно делать таблицей.

А вы знаете, что делать таблицей. Запишите в тетрадях числа от 1 до 9 через клетку, а под ними запишите результат умножения. Проверим себя по презентации.

 

с

1

2

3

4

5

6

7

8

9

с• 8

XI. Подведение итогов урока.

  1.Рефлексия. Слайд 32.

И вот, наконец, наши друзья добрались до сундука. Но сундук откроется лишь тогда, когда подставим нужное слово. Молодцы! «Наши знания – это клад». Без них мы не смогли бы помочь нашим друзьям в беде. А у меня есть другой сундук. Как вы думаете, а что в нем находится?  (Сладости).

Мы закончили свое путешествие. Оцените свою работу на уроке.

J- я эффективно работал на уроке

K - старался

L- работал ниже своих возможностей

2. Домашнее задание. Слайды 33-34.

  Морские жители в течение урока были рядом с вами,  очень довольны вашей работой и приготовили для вас сюрприз. Вы должны разукрасить парусники.

(Ребятам раздаются  нарисованные парусники с заданием:  раскрасить их в определенные цвета. Определить цвет путем решения соответствующего примера).

- Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. Всем спасибо за понимание и активность. Попрощаетесь с нашими гостями. На этом наш урок окончен.

 

 

Доп. задание.

Индивидуальная работа на карточках.

1 уровень

·                     Решить задачу, записать решение и ответ: сколько стульев в кафе, если у каждого из 8 столов стоит 6 стульев?

2 уровень.

Вставить пропущенные знаки действий. Записать верные равенства:

8 * 6 = 8…5…8
7 * 7 = 7…8…7
8 * 8 = 8…0…64
7 * 9 = 9…8…9

3 уровень.

Решить задачу. Записать решение и ответ: в ряду стоит 7 двухместных парт. Сколько учеников сидит в этом ряду, если 5 мест свободны?