“Организация деятельности педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних”

Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением обозначена в нашем обществе особенно остро. Сегодня каждое 11-е преступление совершает подросток. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией репродуктивной системы, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью последнего десятилетия является рост числа социально-обусловленных заболеваний среди подростков (токсикомания, табакокурение, алкоголизм, ВИЧ/СПИД, туберкулез).  Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних стала сегодня главным, самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. Одна из самых главных задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.

             К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:

1. Процессы, происходящие в обществе:

– отсутствие ясной, позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

– несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;

– безработица (явная и скрытая);

– отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;

– пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

– отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психологические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им по итогам диспансеризации помощь;

– доступность табака, алкоголя, наркотиков.

2. Состояние семьи, ее атмосфера:

– неполная семья;

– материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);

– низкий социально-культурный уровень родителей;

– отсутствие семейных традиций;

– стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

– отрицание самоценности ребенка;

– удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);

– злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками.

– попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

3. Факторы риска, идущие от организации внутришкольной жизни:

-несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания;

-плохая материальная обеспеченность школы;

- отсутствие налаженной систематической связи школы с семьей школьника и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка;

- неудовлетворительная организация внеклассной работы;

-отсутствие детских организаций в школе.

К внутренним факторам риска относятся:

-ощущение ребенком собственной ненужности,

-низкая самооценка,

-неуверенность в себе,

-недостаточный самоконтроль и самодисциплина,

-незнание и неприятие социальных норм и ценностей,

-неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях,

-неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

          Как правило, ребенок или подросток получает клеймо «трудного», если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы.

Педагогика, в том числе и социальная, необходима, чтобы изучить причины, источники, обусловливающие появление «трудных детей» , правонарушения среди несовершеннолетних, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности.

Какова же личность учащихся правонарушителей? К ним, прежде всего, следует отнести:

  • детей и подростков, которые самовольно оставили учебу в школах, техникумах, профтехучилищах и других учебных заведениях, нигде не учатся, не работают и ведут антиобщественный образ жизни;
  • трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения;
  • несовершеннолетних, условно направленных или возвратившихся из спецшкол и спецпрофтехучилищ;
  • подростков, возвратившихся из мест заключения, осужденных судами к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также условно осужденных и переданных на перевоспитание общественности;
  • осужденных учащихся, в отношении которых судами применена отсрочка исполнения приговора;
  • безнадзорных подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

         Педагоги в школе работают только со второй категорией несовершеннолетних. Чтобы профилактические меры достигали поставленную цель, нужно использовать эффективную систему методов и средств воздействия на личность правонарушителя. Сейчас в школе стоят на ВШУ   7  учащихся. Как изменялось их количество за прошедшие 3 года?

2014-2015 учебный год

2015-2016 учебный год

2016-2017 учебный год

3  учащихся/ 2% (159уч.)

 3+6 учащихся/ 5%(147уч.)

2+5  учащихся /5%(135уч.)

      Отмечается устойчивое отставание в образовательном и культурном уровне правонарушителей от своих сверстников. Несоответствие образовательного и культурного уровней возрасту учащегося, что обычно связано с нежеланием учиться, обусловливает неразвитость интересов и утилитарность потребностей учащихся. Положение усугубляется еще и тем, что несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от официальных лиц и коллективов, нередко трактуют ее ошибочно, стремясь найти в ней лишь то, что в какой-то мере может оправдать их поведение и укрепить статус в неформальных группах микроокружения. Постепенно отрываясь от учебного коллектива, такие учащиеся ищут занятия вне школы, в кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под пагубное влияние антиобщественных элементов. Таких детей, попавших под влияние антиобщественных элементов, склонных к правонарушениям, относят к “группе риска”

Анализируя склонности к преступному поведению, прослеживается значимость недостатков, упущений семейного воспитания и такие факторы, как распад семьи, потеря подростком одного или двух родителей, если это не компенсируется своевременной помощью в общественном воспитании. Из 7 учащихся, состоящих на ВШУ, 5 проживают в социально-опасных  семьях

    В течение 1 четверти 2016-2017 учебного года были проведены беседы, тренинги:

·        «Права детей»

·        «Устав школы, правила поведения учащегося»

·        «Административная и уголовная ответственность»

·        «Твои успехи и неудачи»

·        «Культура общения»

·         «Способы урегулирования конфликта»

·        «Шутки или хулиганство»

·        «Ответственность за проступки»

·        «Школьная форма»

 

              Учащиеся школы, состоящие на внутришкольном учете принимают участие в различных конкурсах и соревнованиях как школьного так и муниципального, и республиканского уровней. Где занимают призовые места. Так же учащиеся входят в состав футбольной команды, интересуются работой кружков «Роботехника», «Живая глина», «Занимательная математика», посещают спортивные секции по волейболу, футболу.

Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют избирательность поведения и могут привести к утрате подростком самоконтроля. Невыполнение общешкольных требований, постоянное нарушение дисциплины, порядка во время учебных занятий и на перемене, конфликтность по отношению к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической направленности личности, и т.п. становится для “трудного” подростка нормой поведения, поэтому воспитательная работа с ними трудоемка и малоэффективна. Но, тем не менее, учителя-предметники, классные руководители прикладывают максимум усилий, чтобы чем-то занять, увлечь подростка.

РЕШЕНИЕ:

1.      Классным руководителям неукоснительно осуществлять
выполнение Закона РФ «Об образовании», контролировать посещение
учащимися учебных занятий; усилить контроль за своевременным выявлением несовершеннолетних     и     семей, находящихся в социально- опасном положении.

2.      Классным руководителям активнее вовлекать учащихся с девиантным поведением в кружки,   спортивные секции и культурно-массовые мероприятия.

3.      Классным руководителям, социальному педагогу совместно с администрацией усилить  работу     с   семьями,   находящимися  в  социально- опасном        положении и с учащимися, состоящими на КДН и ПДН.