Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением обозначена в нашем обществе особенно остро. Сегодня каждое 11-е преступление совершает подросток. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией репродуктивной системы, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью последнего десятилетия является рост числа социально-обусловленных заболеваний среди подростков (токсикомания, табакокурение, алкоголизм, ВИЧ/СПИД, туберкулез). Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних стала сегодня главным, самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. Одна из самых главных задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:
1. Процессы, происходящие в обществе:
– отсутствие ясной, позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;
– несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;
– безработица (явная и скрытая);
– отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;
– пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;
– отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психологические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им по итогам диспансеризации помощь;
– доступность табака, алкоголя, наркотиков.
2. Состояние семьи, ее атмосфера:
– неполная семья;
– материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);
– низкий социально-культурный уровень родителей;
– отсутствие семейных традиций;
– стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);
– отрицание самоценности ребенка;
– удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);
– злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками.
– попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.
3. Факторы риска, идущие от организации внутришкольной жизни:
-несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания;
-плохая материальная обеспеченность школы;
- отсутствие налаженной систематической связи школы с семьей школьника и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка;
- неудовлетворительная организация внеклассной работы;
-отсутствие детских организаций в школе.
К внутренним факторам риска относятся:
-ощущение ребенком собственной ненужности,
-низкая самооценка,
-неуверенность в себе,
-недостаточный самоконтроль и самодисциплина,
-незнание и неприятие социальных норм и ценностей,
-неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях,
-неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.
Как правило, ребенок или подросток получает клеймо «трудного», если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы.
Педагогика, в том числе и социальная, необходима, чтобы изучить причины, источники, обусловливающие появление «трудных детей» , правонарушения среди несовершеннолетних, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности.
Какова же личность учащихся правонарушителей? К ним, прежде всего, следует отнести:
- детей и подростков, которые самовольно оставили учебу в школах, техникумах, профтехучилищах и других учебных заведениях, нигде не учатся, не работают и ведут антиобщественный образ жизни;
- трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения;
- несовершеннолетних, условно направленных или возвратившихся из спецшкол и спецпрофтехучилищ;
- подростков, возвратившихся из мест заключения, осужденных судами к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также условно осужденных и переданных на перевоспитание общественности;
- осужденных учащихся, в отношении которых судами применена отсрочка исполнения приговора;
- безнадзорных подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.
Педагоги в школе работают только со второй категорией несовершеннолетних. Чтобы профилактические меры достигали поставленную цель, нужно использовать эффективную систему методов и средств воздействия на личность правонарушителя. Сейчас в школе стоят на ВШУ 7 учащихся. Как изменялось их количество за прошедшие 3 года?
2014-2015 учебный год |
2015-2016 учебный год |
2016-2017 учебный год |
3 учащихся/ 2% (159уч.) |
3+6 учащихся/ 5%(147уч.) |
2+5 учащихся /5%(135уч.) |
Отмечается устойчивое отставание в образовательном и культурном уровне правонарушителей от своих сверстников. Несоответствие образовательного и культурного уровней возрасту учащегося, что обычно связано с нежеланием учиться, обусловливает неразвитость интересов и утилитарность потребностей учащихся. Положение усугубляется еще и тем, что несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от официальных лиц и коллективов, нередко трактуют ее ошибочно, стремясь найти в ней лишь то, что в какой-то мере может оправдать их поведение и укрепить статус в неформальных группах микроокружения. Постепенно отрываясь от учебного коллектива, такие учащиеся ищут занятия вне школы, в кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под пагубное влияние антиобщественных элементов. Таких детей, попавших под влияние антиобщественных элементов, склонных к правонарушениям, относят к “группе риска”
Анализируя склонности к преступному поведению, прослеживается значимость недостатков, упущений семейного воспитания и такие факторы, как распад семьи, потеря подростком одного или двух родителей, если это не компенсируется своевременной помощью в общественном воспитании. Из 7 учащихся, состоящих на ВШУ, 5 проживают в социально-опасных семьях
В течение 1 четверти 2016-2017 учебного года были проведены беседы, тренинги:
· «Права детей»
· «Устав школы, правила поведения учащегося»
· «Административная и уголовная ответственность»
· «Твои успехи и неудачи»
· «Культура общения»
· «Способы урегулирования конфликта»
· «Шутки или хулиганство»
· «Ответственность за проступки»
· «Школьная форма»
Учащиеся школы, состоящие на внутришкольном учете принимают участие в различных конкурсах и соревнованиях как школьного так и муниципального, и республиканского уровней. Где занимают призовые места. Так же учащиеся входят в состав футбольной команды, интересуются работой кружков «Роботехника», «Живая глина», «Занимательная математика», посещают спортивные секции по волейболу, футболу.
Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют избирательность поведения и могут привести к утрате подростком самоконтроля. Невыполнение общешкольных требований, постоянное нарушение дисциплины, порядка во время учебных занятий и на перемене, конфликтность по отношению к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической направленности личности, и т.п. становится для “трудного” подростка нормой поведения, поэтому воспитательная работа с ними трудоемка и малоэффективна. Но, тем не менее, учителя-предметники, классные руководители прикладывают максимум усилий, чтобы чем-то занять, увлечь подростка.
РЕШЕНИЕ:
1. Классным руководителям неукоснительно осуществлять
выполнение Закона РФ «Об образовании», контролировать посещение
учащимися учебных занятий; усилить контроль за своевременным выявлением несовершеннолетних и семей, находящихся в социально- опасном положении.
2. Классным руководителям активнее вовлекать учащихся с девиантным поведением в кружки, спортивные секции и культурно-массовые мероприятия.
3. Классным руководителям, социальному педагогу совместно с администрацией усилить работу с семьями, находящимися в социально- опасном положении и с учащимися, состоящими на КДН и ПДН.