О формировании духовно- нравственных ценностей общества, традиционной национальной культуры и пропаганде патриотизма в МБОУ «Ян- Норвашская СОШ»

Выступление 01.08.2016г. на совместном заседании Совета по делам национальностей и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями Янтиковского района.

 

О формировании духовно- нравственных ценностей общества, традиционной национальной культуры и пропаганде патриотизма в МБОУ «Ян- Норвашская СОШ»

Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.

 

       Вот таких защитников мы с вами должны вырастить. И поэтому каждый из нас ставит для себя задачи: «Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа?»

       Человек как храм закладывается в детстве.      В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Так как культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.
        Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. 
      Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школ. Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от  профессионализма педагогов, работающих с молодёжью: преподавателей предметов гуманитарно-эстетического цикла, учителей ОПК, педагогов дополнительного образования.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах и предметных  олимпиадах православной направленности.
   Так, к примеру,
 8 января 2016 года в МБУК «Централизованная клубная система» Янтиковского района состоялся районный Рождественский фестиваль «Свет Рождества» II- го благочиния Канашской Янтиковской епархии. На фестивале приняли участие и наши учащиеся. Так Алексеева Ольга приняла участие в вокальном и исполнительском творчестве, а также заняла III место в номинации декоративно – прикладное искусство (руководитель – Ярмулина Д.Н.)   

       Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучения  культурных традиций и мастерства предыдущих поколений.  Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения.
Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, сложившимся в нашей школе. Прежде всего это программы:

1. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся при получении начального общего образования

2. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования ФГОС ООО на 2015-2020 гг.

3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени общего среднего образования.


Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся отражает нравственный портрет идеально воспитанного школьника ("портрет выпускника нашей школы"):

любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

 

На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется цель духовно-нравственного развития и воспитания и социализации обучающихся - развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

   Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:

• освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно - практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т. д.;

• вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и  требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;

 • овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.

Ценностные ориентиры программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования – базовые национальные ценности российского общества сформулированы в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), в тексте ФГОС ООО.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования перечисляет базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.

Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, традиционной национальной культуре и пропаганде патриотизма обучающихся.

    Определяющим способом деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни:

• обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;

 • включающего урочную и внеурочную (общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик);

• основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;

• учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).

В формировании уклада школьной жизни определяющую роль  играет общность участников образовательного процесса: обучающиеся, ученический коллектив, педагогический коллектив школы, администрация, учредитель образовательной организации, родительское сообщество, общественность.

Формы работы с детьми:
- Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
- Лекции, семинары, практикумы (в старших классах).
- Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества,

- Проведение праздников и мероприятий.
- Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).
- Исследовательская деятельность учащихся.
- Экскурсии.
- Организация выставок.
- Тематические и творческие вечера.
- Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах


Формы работы с родителями:
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
- Лекторий для родителей.
- Выставки, конкурсы.
- Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
- Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
- Совместно организованные с родителями праздники.

 

   Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла.
    Занятия в начальной школе открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание  эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка.
Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности.
       Занятия по Основам православной культуры в нашей школе проводятся в  4 классе, внеурочные кружковые занятия в 1-4  классах. Практика показала, что наиболее приемлемой формой занятий является кружок, так как именно в кружковой работе наиболее эффективно можно сочетать все виды деятельности учащихся.   Знакомство с православной культурой даёт представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. На занятиях учащиеся узнают о житие святых, слушают песнопения, знакомятся с молитвами, рассматривают изображения икон и картин, написанных «в похвалу» этим людям, с сюжетами Библии, с православными праздниками. Детям эти уроки нравятся. Особенно им нравится экскурсия в Храм св.Василия. Ежегодно педагоги проводят открытые уроки по основам православной культуры для родителей . Родители с удовольствием посещают эти открытые мероприятия.    Радует нас то, что ученики нашей школы посещают воскресную школу в нашем селе.
На уроках родного языка и литературы,  русского языка и литературы духовно-нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Учителя русского языка и литературы ставят перед учениками  следующие задачи:
1.Учащиеся должны увидеть, что русский язык – это не только средство общения между людьми; он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа.
2.Воспитать у детей любовь к своему родному языку, научить воспринимать его как дар свыше, быть в ответе за этот дар, уважительно относиться к языкам других народов.
3.Выработать у учащихся элементарные навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли.
4.Знакомство с Евангельскими образами на уроках литературы, изучение духовной поэзии.
   Результатом творческой работы педагогов является участие школьников в предметных олимпиадах, тематических конкурсах сочинений на муниципальном, районном и республиканском уровнях, конкурс чтецов на которых учащиеся достойно представляют нашу школу, занимая призовые места.

ФИО

класс

Название работы

Название конкурса

место

ФИО руководителя

Трофимова Полина

11

Солдатская память живет

Районная научная конференция, секция «Журналистика»

1

Майраслова Н.П.

Семенова Галина

9

Сталинградская битва глазами художника- фронтовика П.М.Меркурьева

Районная научная конференция, секция «Журналистика»

2

Майраслова Н.П.

Лазарева Татьяна

11

Охраняемые природные территории Янтиковского района

Районная научная конференция, секция «Языкознание. Иностранный язык».

1

Владимирова В.В.

Степанова Кристина Юрьевна

11

 

Районный  конкурс сочинений по произведению К. Иванова «Нарспи»,

призер

Шутова З.П.

Ярмулина Ярмилла Викторовна

5

 

Районный конкурс патриотических стихотворений «Ради жизни на земле»,

призер

Ахметова А.Г.

 

На уроках истории, обществознания  перед учащимися поставлены следующие задачи:
- Изучение истории России.
- Повышение интереса к культурным традициям своего и других народов.
- Воспитание чувства сопричастности с историей края.
- Развитие духовных потребностей.
- Воспитание нравственных качеств личности: патриотизма, любви к малой  Родине.
Изучение истории нашего края тесно связано с православными традициями .
Любовь к родному краю, к родной культуре находит отражение в творческой деятельности учащихся:
- участие в выставках художественного творчества по различным направлениям деятельности;
- музейные уроки, концерты, конкурсы;
- участие в предметных олимпиадах.

     Хочется добавить, что не только на уроках гуманитарного цикла можно использовать различные формы и методы по духовно-нравственному воспитанию школьников, но и на других уроках они прекрасно используются.

     Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. И все же мы считаем, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание творить добро. Для этого очень многое сделала наш директор школы Степанова Г.Ф.

Какие же традиции помогли создать особую духовную атмосферу?

- Это яковлевские чтения с чувашскими танцами, играми, сценками (где каждый класс выступает с отдельным номером). Действительно настоящий праздник и доброжелательная атмосфера. Как долго дети готовятся к этому мероприятию. На этом празднике нет ни двоечников, нет ни отличников. Там все равны.

- Это фестиваль военно- патриотических песен. С каждым годом учащиеся придумывают все больше и больше интересного. Раньше они просто пели. Теперь они инсценируют, танцуют. Борьба за 1-е место очень жесткая. Педагоги сами поют совместно с учениками.

- Это конкурс чтецов. Без эмоций невозможно выслушать стихи детей. Как они проникновенно читают. Бывает, что жюри очень сложно выбрать победителей. Но тем не менее оно не ошибается. Так наши девочки 6 класса: Шутова Александра- победитель на муниципальном этапе «Живая классика-16», участник республиканского этапа и  Лазарева Анастасия стала призером на муниципальном этапе «Живая классика-16», а затем призером на республиканском этапе.

- Это акция «Бессмертный полк». Наверное, это самая лучшая акция, которая действительно поднимает и дух патриотизма, духовно- нравственный потенциал детей.

 

О пропаганде патриотизма в нашей школе
   Важнейшей составной частью  воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных  отношений.Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.

Основой истинного патриотизма  являются духовно – нравственные и социокультурные  компоненты. Родина, народ, родители, природа, родственники – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

-Историко – мемориальный музей;

-Научно – практическая конференция ;

-Оборонно- массовый и спортивный Месячник ;

-Вахта Памяти;

-Экскурсии по местам боевой славы;

-Встречи с ветеранами В.О.войны;

-Уроки мужества и памяти;

-Участие в районных конкурсах и мероприятиях  патриотической направленности;

-Патриотическая акция «Бессмертный полк»;

-Военно – спортивная игра «Зарница»;

-Конкурс патриотической песни;

-Конкурс чтецов;

-Уход за обелиском;

-Проведение мероприятий по изучению государственной символики России;

-Организация изучения краеведческих  материалов на уроках истории, географии, литературы.

Формы работы по патриотическому воспитанию постоянно обновляются и осуществляются через учебную и внеклассную деятельность школы.

Отдельно я хотела бы остановиться о работе с музеем:

Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет историко- мемориальный музей в нашем селе является  директор музея -Петров В.В. Он дает нам бесценный материал, а дети совместно с педагогами в свою очередь дополняют некоторые интересные исследования и материалы.

Собирают материал о подвигах  наших земляков – участников военных событий, где учащиеся часто становятся на конференциях победителями и призерами в республике и районе .

- В этом году на I Всероссийского интернет-конкурса научно-исследовательских и творческих работ, посвященного 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне "Великая Отечественная война в искусстве". Исследовательский проект Семеновой Галины, ученицы 9 класса, занял I место., руководитель Майраслова Н.П.

- Всероссийский конкурс исследовательских работ. Степанова Кристина, 11 класс, диплом «Истоки моих корней»

- Республиканский конкурс исследовательских работ. Семенова Галина. «Мы потомки победителей», участие

- Республиканский конкурс . Статья «Роль Янтиковского района в ВОВ»,Майраслова Анастасия, 11 класс, победитель.

Охраняют памятники истории родного села.

Проводят культурно-массовую работу среди учащихся .

В ходе поисковой работы членами музея собирается материал о ветеранах Великой Отечественной войны, об учителях и выпускниках школы – участниках локальных войн.

Руководитель музея  постоянно поддерживают связь с ветеранами войны и труда, оформляют альбомы о них, проводят экскурсии по новым экспозициям и направляет наших детей

   В Музее проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные истории гражданской и Великой Отечественной войн, для учащихся 9 и 11 классов, по афганской и чеченской войнам для учащихся 8-11 классов.

Большую помощь в подготовке мероприятий по военно-патриотическому воспитанию оказывают классные руководители,  преподаватели ОБЖ, учителя физического воспитания, учитель музыки, учителя истории.

У учителя огромная ответственность в жизни. Общаясь с детьми, мы имеем возможность влиять на их мировоззрение, вести их по жизни и учить самому главному — отделять черное от белого, правильно ценить все хорошее, творить добро. Но без тесного контакта семьи, школы, церкви трудно будет справиться с этой задачей. Когда царит бездуховность, нет идеологии, молодежь идет к безнравственному образу жизни, тленности духовной и физической. Развал семейного очага, вседозволенность и легкая жизнь отодвинули духовные ценности на задний план. Только вмешательство всех звеньев общества могут спасти нашу молодежь. Я, как учитель, верю, что в нашей молодежи заложено много хорошего, но делать и творить добро.

«Без духовно-нравственного воспитания мы Россию не спасем», сказал патриарх Алексий второй. Нам надо менять себя, наше отношение к Богу, к церкви, друг к другу. Только тогда мир вокруг нас станет добрее и ярче.

Размышляя на эту тему, я задумалась: что же мы можем предложить нашим детям (кроме своего примера) для воспитания патриотизма. На просторах Интернета мне попался цикл передач "Аты-баты" - в которых рассказывается о русской военной истории, героических сражениях, великих полководцах, воинских подвигах, оружии, орденах и наградах.   
   Это интересно в первую очередь мальчишкам. Но и девочки смотрят с удовольствием. А так же их родители , поскольку в этих передачах помимо исторической информации много документальных кадров и редких документов. Причем все объясняется именно с расчетом на детское восприятие: доступно и интересно. 

И в заключении хочется добавить: "К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать духовное начало в человеке". Тогда человек сам обратится к нему. Точно так нельзя заставить верить; нельзя просто привести в храм и сказать: вот тебе вера, верь. Патриотизм возникает через внутреннее побуждение человека, через сознание своей причастности к народу, Родине, и тем самым к человечеству. Поэтому, прежде всего надо воспитывать личность.

  И конечно же, очень приятно любому педагогу услышать, что  наши выпускники являются в числе  лучших студентов. В этом году  наши выпускники вновь порадовали нас. Окончило школу 13 выпускников. Из них 4 являются обладателями аттестата особого образца, 4 из них являются стипендиатами главы Чувашской Республики, 5  являются кандидатами мастера спорта. Один из них поступил в Сызранское военное вертолетное училище. Разве это не результат нашей работы?