Выступление 01.08.2016г. на совместном заседании Совета по делам национальностей и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями Янтиковского района.
О формировании духовно- нравственных ценностей общества, традиционной национальной культуры и пропаганде патриотизма в МБОУ «Ян- Норвашская СОШ»
Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.
Вот таких защитников мы с вами должны вырастить. И поэтому каждый из нас ставит для себя задачи: «Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа?»
Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Так как культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школ. Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов, работающих с молодёжью: преподавателей предметов гуманитарно-эстетического цикла, учителей ОПК, педагогов дополнительного образования.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах и предметных олимпиадах православной направленности.
Так, к примеру, 8 января 2016 года в МБУК «Централизованная клубная система» Янтиковского района состоялся районный Рождественский фестиваль «Свет Рождества» II- го благочиния Канашской Янтиковской епархии. На фестивале приняли участие и наши учащиеся. Так Алексеева Ольга приняла участие в вокальном и исполнительском творчестве, а также заняла III место в номинации декоративно – прикладное искусство (руководитель – Ярмулина Д.Н.)
Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения.
Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, сложившимся в нашей школе. Прежде всего это программы:
1. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся при получении начального общего образования
2. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования ФГОС ООО на 2015-2020 гг.
3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени общего среднего образования.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся отражает нравственный портрет идеально воспитанного школьника ("портрет выпускника нашей школы"):
любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется цель духовно-нравственного развития и воспитания и социализации обучающихся - развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
• освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно - практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т. д.;
• вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
• овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
Ценностные ориентиры программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования – базовые национальные ценности российского общества сформулированы в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), в тексте ФГОС ООО.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования перечисляет базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.
Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, традиционной национальной культуре и пропаганде патриотизма обучающихся.
Определяющим способом деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни:
• обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;
• включающего урочную и внеурочную (общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик);
• основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;
• учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).
В формировании уклада школьной жизни определяющую роль играет общность участников образовательного процесса: обучающиеся, ученический коллектив, педагогический коллектив школы, администрация, учредитель образовательной организации, родительское сообщество, общественность.
Формы работы с детьми:
- Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
- Лекции, семинары, практикумы (в старших классах).
- Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества,
- Проведение праздников и мероприятий.
- Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).
- Исследовательская деятельность учащихся.
- Экскурсии.
- Организация выставок.
- Тематические и творческие вечера.
- Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах
Формы работы с родителями:
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
- Лекторий для родителей.
- Выставки, конкурсы.
- Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
- Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
- Совместно организованные с родителями праздники.
Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла.
Занятия в начальной школе открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка.
Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности.
Занятия по Основам православной культуры в нашей школе проводятся в 4 классе, внеурочные кружковые занятия в 1-4 классах. Практика показала, что наиболее приемлемой формой занятий является кружок, так как именно в кружковой работе наиболее эффективно можно сочетать все виды деятельности учащихся. Знакомство с православной культурой даёт представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. На занятиях учащиеся узнают о житие святых, слушают песнопения, знакомятся с молитвами, рассматривают изображения икон и картин, написанных «в похвалу» этим людям, с сюжетами Библии, с православными праздниками. Детям эти уроки нравятся. Особенно им нравится экскурсия в Храм св.Василия. Ежегодно педагоги проводят открытые уроки по основам православной культуры для родителей . Родители с удовольствием посещают эти открытые мероприятия. Радует нас то, что ученики нашей школы посещают воскресную школу в нашем селе.
На уроках родного языка и литературы, русского языка и литературы духовно-нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Учителя русского языка и литературы ставят перед учениками следующие задачи:
1.Учащиеся должны увидеть, что русский язык – это не только средство общения между людьми; он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа.
2.Воспитать у детей любовь к своему родному языку, научить воспринимать его как дар свыше, быть в ответе за этот дар, уважительно относиться к языкам других народов.
3.Выработать у учащихся элементарные навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли.
4.Знакомство с Евангельскими образами на уроках литературы, изучение духовной поэзии.
Результатом творческой работы педагогов является участие школьников в предметных олимпиадах, тематических конкурсах сочинений на муниципальном, районном и республиканском уровнях, конкурс чтецов на которых учащиеся достойно представляют нашу школу, занимая призовые места.
ФИО |
класс |
Название работы |
Название конкурса |
место |
ФИО руководителя |
Трофимова Полина |
11 |
Солдатская память живет |
Районная научная конференция, секция «Журналистика» |
1 |
Майраслова Н.П. |
Семенова Галина |
9 |
Сталинградская битва глазами художника- фронтовика П.М.Меркурьева |
Районная научная конференция, секция «Журналистика» |
2 |
Майраслова Н.П. |
Лазарева Татьяна |
11 |
Охраняемые природные территории Янтиковского района |
Районная научная конференция, секция «Языкознание. Иностранный язык». |
1 |
Владимирова В.В. |
Степанова Кристина Юрьевна |
11 |
|
Районный конкурс сочинений по произведению К. Иванова «Нарспи», |
призер |
Шутова З.П. |
Ярмулина Ярмилла Викторовна |
5 |
|
Районный конкурс патриотических стихотворений «Ради жизни на земле», |
призер |
Ахметова А.Г. |
На уроках истории, обществознания перед учащимися поставлены следующие задачи:
- Изучение истории России.
- Повышение интереса к культурным традициям своего и других народов.
- Воспитание чувства сопричастности с историей края.
- Развитие духовных потребностей.
- Воспитание нравственных качеств личности: патриотизма, любви к малой Родине.
Изучение истории нашего края тесно связано с православными традициями .
Любовь к родному краю, к родной культуре находит отражение в творческой деятельности учащихся:
- участие в выставках художественного творчества по различным направлениям деятельности;
- музейные уроки, концерты, конкурсы;
- участие в предметных олимпиадах.
Хочется добавить, что не только на уроках гуманитарного цикла можно использовать различные формы и методы по духовно-нравственному воспитанию школьников, но и на других уроках они прекрасно используются.
Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. И все же мы считаем, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание творить добро. Для этого очень многое сделала наш директор школы Степанова Г.Ф.
Какие же традиции помогли создать особую духовную атмосферу?
- Это яковлевские чтения с чувашскими танцами, играми, сценками (где каждый класс выступает с отдельным номером). Действительно настоящий праздник и доброжелательная атмосфера. Как долго дети готовятся к этому мероприятию. На этом празднике нет ни двоечников, нет ни отличников. Там все равны.
- Это фестиваль военно- патриотических песен. С каждым годом учащиеся придумывают все больше и больше интересного. Раньше они просто пели. Теперь они инсценируют, танцуют. Борьба за 1-е место очень жесткая. Педагоги сами поют совместно с учениками.
- Это конкурс чтецов. Без эмоций невозможно выслушать стихи детей. Как они проникновенно читают. Бывает, что жюри очень сложно выбрать победителей. Но тем не менее оно не ошибается. Так наши девочки 6 класса: Шутова Александра- победитель на муниципальном этапе «Живая классика-16», участник республиканского этапа и Лазарева Анастасия стала призером на муниципальном этапе «Живая классика-16», а затем призером на республиканском этапе.
- Это акция «Бессмертный полк». Наверное, это самая лучшая акция, которая действительно поднимает и дух патриотизма, духовно- нравственный потенциал детей.
О пропаганде патриотизма в нашей школе
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений.Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.
Основой истинного патриотизма являются духовно – нравственные и социокультурные компоненты. Родина, народ, родители, природа, родственники – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
-Историко – мемориальный музей;
-Научно – практическая конференция ;
-Оборонно- массовый и спортивный Месячник ;
-Вахта Памяти;
-Экскурсии по местам боевой славы;
-Встречи с ветеранами В.О.войны;
-Уроки мужества и памяти;
-Участие в районных конкурсах и мероприятиях патриотической направленности;
-Патриотическая акция «Бессмертный полк»;
-Военно – спортивная игра «Зарница»;
-Конкурс патриотической песни;
-Конкурс чтецов;
-Уход за обелиском;
-Проведение мероприятий по изучению государственной символики России;
-Организация изучения краеведческих материалов на уроках истории, географии, литературы.
Формы работы по патриотическому воспитанию постоянно обновляются и осуществляются через учебную и внеклассную деятельность школы.
Отдельно я хотела бы остановиться о работе с музеем:
Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет историко- мемориальный музей в нашем селе является директор музея -Петров В.В. Он дает нам бесценный материал, а дети совместно с педагогами в свою очередь дополняют некоторые интересные исследования и материалы.
Собирают материал о подвигах наших земляков – участников военных событий, где учащиеся часто становятся на конференциях победителями и призерами в республике и районе .
- В этом году на I Всероссийского интернет-конкурса научно-исследовательских и творческих работ, посвященного 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне "Великая Отечественная война в искусстве". Исследовательский проект Семеновой Галины, ученицы 9 класса, занял I место., руководитель Майраслова Н.П.
- Всероссийский конкурс исследовательских работ. Степанова Кристина, 11 класс, диплом «Истоки моих корней»
- Республиканский конкурс исследовательских работ. Семенова Галина. «Мы потомки победителей», участие
- Республиканский конкурс . Статья «Роль Янтиковского района в ВОВ»,Майраслова Анастасия, 11 класс, победитель.
Охраняют памятники истории родного села.
Проводят культурно-массовую работу среди учащихся .
В ходе поисковой работы членами музея собирается материал о ветеранах Великой Отечественной войны, об учителях и выпускниках школы – участниках локальных войн.
Руководитель музея постоянно поддерживают связь с ветеранами войны и труда, оформляют альбомы о них, проводят экскурсии по новым экспозициям и направляет наших детей
В Музее проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные истории гражданской и Великой Отечественной войн, для учащихся 9 и 11 классов, по афганской и чеченской войнам для учащихся 8-11 классов.
Большую помощь в подготовке мероприятий по военно-патриотическому воспитанию оказывают классные руководители, преподаватели ОБЖ, учителя физического воспитания, учитель музыки, учителя истории.
У учителя огромная ответственность в жизни. Общаясь с детьми, мы имеем возможность влиять на их мировоззрение, вести их по жизни и учить самому главному — отделять черное от белого, правильно ценить все хорошее, творить добро. Но без тесного контакта семьи, школы, церкви трудно будет справиться с этой задачей. Когда царит бездуховность, нет идеологии, молодежь идет к безнравственному образу жизни, тленности духовной и физической. Развал семейного очага, вседозволенность и легкая жизнь отодвинули духовные ценности на задний план. Только вмешательство всех звеньев общества могут спасти нашу молодежь. Я, как учитель, верю, что в нашей молодежи заложено много хорошего, но делать и творить добро.
«Без духовно-нравственного воспитания мы Россию не спасем», сказал патриарх Алексий второй. Нам надо менять себя, наше отношение к Богу, к церкви, друг к другу. Только тогда мир вокруг нас станет добрее и ярче.
Размышляя на эту тему, я задумалась: что же мы можем предложить нашим детям (кроме своего примера) для воспитания патриотизма. На просторах Интернета мне попался цикл передач "Аты-баты" - в которых рассказывается о русской военной истории, героических сражениях, великих полководцах, воинских подвигах, оружии, орденах и наградах.
Это интересно в первую очередь мальчишкам. Но и девочки смотрят с удовольствием. А так же их родители , поскольку в этих передачах помимо исторической информации много документальных кадров и редких документов. Причем все объясняется именно с расчетом на детское восприятие: доступно и интересно.
И в заключении хочется добавить: "К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать духовное начало в человеке". Тогда человек сам обратится к нему. Точно так нельзя заставить верить; нельзя просто привести в храм и сказать: вот тебе вера, верь. Патриотизм возникает через внутреннее побуждение человека, через сознание своей причастности к народу, Родине, и тем самым к человечеству. Поэтому, прежде всего надо воспитывать личность.
И конечно же, очень приятно любому педагогу услышать, что наши выпускники являются в числе лучших студентов. В этом году наши выпускники вновь порадовали нас. Окончило школу 13 выпускников. Из них 4 являются обладателями аттестата особого образца, 4 из них являются стипендиатами главы Чувашской Республики, 5 являются кандидатами мастера спорта. Один из них поступил в Сызранское военное вертолетное училище. Разве это не результат нашей работы?