Введение ФГОС ОВЗ в общеобразовательных организациях с 1 сентября 2016 года

     С 1 сентября 2016 года в общеобразовательных организациях вводится федеральный государственный стандарт образования начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (далее ФГОС ОВЗ).

      Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ № 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

     К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установливают учреждения медико-социальной экспертизы.

      Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ № 273, часть 16, статья 2).

     Согласно части 3 статьи 79 ФЗ №273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ и/или с инвалидностью понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

      В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалида – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации, разработанной учреждениями медико-социальной экспертизы (далее ИПРА) инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.

        В рекомендациях ПМПК должна быть определена образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; специальная индивидуальная образовательная программа развития); форма получения образования; необходимость периода динамического наблюдения; направления специалистов сопровождения (учителя-логопеда, педагога-психолога, специального психолога, учителя-дефектолога); условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.  

       В соответствии со статьей 16 ФЗ №273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

        Представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

      Частью 6 статьи 11 вышеуказанного закона определено, что в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются ФГОС или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. А согласно части 7 статьи 12 организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ, которые могут быть адаптированы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.