ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

В современных условиях приоритетным направлением в образовании становится обеспечение развивающего потенциала новых стандартов. Ведущими становятся задачи формирования универсальных учебных действий, которые эффективно можно развивать через исследовательскую деятельность школьников.     В связи с введением ФГОС работа учителя меняется: педагог переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором каждый ребёнок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности.

  Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знания не в готовом виде, а «добывает» их в процессе своего труда. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.

       На протяжении всех лет работы старалась организовывать исследовательскую деятельность  своих учеников. Можно выделить 3  направления этой работы:

1. Подготовка участников школьных и муниципальных олимпиад по русскому языку и литературе.

2. Подготовка исследований для представления работ на школьной и  муниципальной учебно-исследовательских конференциях.

3. Организация учебных исследований на уроках

       Что же предполагает исследование на уроках? Сегодня под исследовательской деятельностью учащихся понима­ется такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследова­тельской задачи с заранее неизвестным им результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: это

- изучение терминологии и  методов исследования;

- работу с источниками информации (словари, энциклопедии);

- задания, направленные на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез,      классификация, сравнение, обобщение);

       - проблемное, частично-поисковое обучение.

             В современной педагогике различается 3 уровня реализации «исследовательского обучения».

Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме. На таком уровне учащиеся работают уже в 5 классе.

        На уроках используются познавательные и лингвистические задачи, задания творческого характера, исследовательские задания.

Например: на уроке русского языка  учитель знакомит с секретом чтения ребуса, затем ребята разгадывают ребусы, которые им даёт учитель. Следующий этап – составление коллективного ребуса. Затем учитель ставит проблему: составить свой ребус на основе полученных знаний. Результат исследования – ребус, созданный учеником.

       На уроке  литературы «Сочинение сказки» стремлюсь организовать работу на уроке таким образом, чтобы все этапы урока были подчинены поставленной цели- усвоению законов данного жанра, опираясь на которые учащиеся смогут создать свое произведение. Чтобы достигнуть этих целей, планируется работа над содержанием сказки: чтение, комментирование, беседа, образное эмоциональное восприятие отдельных эпизодов и сцен, а также знакомство с новыми литературными понятиями. Но главное, на основе данной сказки к концу урока я планирую привести детей к построению универсальной композиционной схемы сказки, то есть хочу им показать, как она "складывается”. Поэтому эпиграфом к уроку послужила народная мудрость " Скоро сказка сказывается. Да не просто складывается”. Эта мысль красной нитью проходит через весь урок. Результатом такой творческой работы становятся сказки собственного сочинения. Большим плюсом в выполнении такой работы, считаю, является обсуждение достигнутых результатов, выполнялась ли эта работа каждым индивидуально или в группах.

      На прошлой неделе мы с учащимися 6 класса закончили изучение стихотворений русских классиков о природе. И по аналогии с олимпиадным заданием перед ними была поставлена задача: Представьте, что вам нужно выпустить сборник с вашими  любимыми стихотворениями о природе. Какие стихотворения вы включите в ваш сборник. Что и как именно вы прокомментируете?  К моему удивлению,  с заданием все справились. Сборники некоторых учащихся получились удивительно интересные. Сейчас мои шестиклассницы решили работать над темой "Буквы, исчезнувшие из алфавита", так как в последние годы на олимпиаде много заданий на знание исторической грамматики.

Второй уровень реализации «исследовательского обучения» требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Например: это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного материала и многое другое. Благодаря приобретённому опыту организации исследований с отдельными учениками, я стала давать задания исследовательского характера и на уроках.               Начинали работу по исследованию, как правило, в классе, получая теоретический материал из учебников и подготовленной мной литературы, а наблюдение, формулировка выводов и оформление результатов становилось домашним заданием. В некоторых случаях проводила промежуточные уроки-консультации перед уроком-защитой. Таких заданий, безусловно, немного, но в том, что они необходимы, я не сомневаюсь. Опыт, полученный учениками во время исследования и выступления, делает их не только более образованными, но и позволяет избавляться от боязни публичного выступления. И хотя исследовательские методы лишь использовались учениками в ходе создания продукта по моему заданию, они всё же были ведущими.
Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов.

Данный уровень преимущественно используется в старших классах и ,разумеется,  с  в основном с одаренными детьми и во внеурочное время.   В последние три года были разработаны очень серьезные работы: это  работа Ефимовой Елены "Меткое слово басен И.А.Крылова". Целью исследования являлось  выявление тематического содержания и жанрового своеобразия,   раскрытие красоты, меткости, аллегоричности языка басен И.А.Крылова.  Целью работы "Судьба "великого и могучего" (автор Лазарева Т.) являлось исследование уровня грамотности учащихся МБОУ «Яншихово-Норвашская СОШ»,  выявление причин нарушения норм языка в речи учащихся.      В соответствии целью в исследовании решались  задачи: осуществить теоретический анализ учебных пособий по теме «Нормы в русском языке», проанализировать факты соблюдения или нарушения речевых норм, с помощью анкетирования выявить причины нарушения норм в речи подростков, разработать рекомендации для повышения культуры речи подростков.          Анализ теоретического материала помог перейти к практической части работы.  Целями практической части исследования было изучение причин нарушения языковых норм в речи учащихся старшего подросткового возраста, определения отношения подростков к поставленной проблеме. Разработали задания, позволяющие исследовать поставленную проблему, выявить причины нарушения языковых норм в речи подростков нашей школы. Разработали рекомендацию для  повышения уровня культуры речи учащихся.   Работа получилась очень содержательная, познавательная. А главное, она вдохновила ее одноклассников на новые исследования в области языкознания.

    Следующая работа - «Жаргонизмы в речи подростков села Яншихово-Норваши" (автор Ефимова Елена) требовала работы не только с лингвистическими научными исследованиями, но и  с точкой зрения окружающих: анкетирование содержало вопросы, определяющие отношение учеников, родителей и учителей к подростковым жаргонизмам, наблюдение давало богатейший материал для выводов. В результате ученица узнала об отношении лингвистов к этому языковому явлению, анкетирование выявило зависимость от жаргонизмов не только в среде подростков, но и среди взрослых. Выводы были неоднозначны, так как негативные процессы в современном русском языке, как оказалось, трудно остановить.

      Так работа с учениками по исследованию явлений языка и современных процессов в нём увлекла  и меня. В последние два года мои ученики увлечённо собирали материал  по темам: 

Молодёжный сленг. Хорошо это или плохо?

Заимствованные слова. За и против.

Жаргонизмы в речи школьников.

Сквернословие. Отчего люди прибегают к сквернословию, мату, употребляют грубые и неблагозвучные слова?

Засоряют ли речь СМС-сообщения?

«Прозвище – второе имя или приговор?»

         Начинаю с того, что предлагаю ученикам в начале учебного года  темы исследований. Понимаю, что это не совсем верно, так как ребёнок должен сам идти к исследованию, исследовать то, что интересует. Однако интересная тема, правильно сформулированная, наводит ребёнка на мысль о том, что он действительно хочет в этом разобраться. Кроме того, в любой исследовательской работе предполагаю одним из основных методов наблюдение, что даёт возможность ученикам работать не только с теорией: анкетирование среди своих сверстников и представителей старшего поколения позволяет делать выводы, близкие умозаключениям учёных, а иногда и опровергающие их. Да и опыт наблюдения за привычной средой даёт возможность увидеть себя и своих знакомых несколько иначе, а это часто вызывает желание изменить себя и даже друзей. При подборе тем не только ориентируюсь  на исследования явлений современного русского языка, близкие подросткам-ученикам, но и считаю важным воспитательный эффект как для тех, кто будет работать, так и для слушателей на защите исследования.

        На этапе работы, связанном со сбором материала по теме, ребята не встречают больших затруднений, так как все владеют навыками работы в сети Интернет. Электронные библиотеки предлагают монографии, словари и справочники, которых в сельской библиотеке получить было бы нельзя. Моя же функция заключается в том, чтобы научить работать с научной информацией, выбирая главное. Учимся формулировать тезисы. Обработка результатов наблюдения, построение таблиц по итогам анкетирования, диаграммы – этот процесс ученики выполняют с особым интересом. Это и понятно: наступает время умозаключений, иногда не совпадающих с нашими прогнозами, опровергающих официальное мнение.

        Самое сложное для учеников, даже способных и самостоятельных, —  создание доклада. Это этап, когда учителю, я считаю, нужно работать вместе с ребёнком, не подменяя его, а корректируя и терпеливо направляя к верно выстроенной работе. Так у ребёнка формируется понимание того, что результаты его деятельности будут интересны и понятны другим только при грамотном оформлении. Для меня, учителя русского языка, сформировать этот навык очень важно.

Участие в учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах, где свою работу необходимо защитить, способствует формированию важнейших свойств личности. Опыт побед и поражений, приобретаемый в этих мероприятиях, чрезвычайно важен для самостоятельной жизни, без него невозможно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей.

     2015 год принес моим учащимся отличные результаты. Степанова Кристина, ученица 11 класса, во всероссийском конкурсе исследовательских работ заняла достойное место и награждена Дипломом лауреата,   а Семенова Галина, ученица 9 класса,  стала победителем Всероссийского конкурса исследовательских работ "Великая Отечественная война в искусстве".

       Использование методов самостоятельного исследовательского поиска в образовании привлекало педагогов в разные времена. Это, несомненно, путь прогрессивного обучения. Это и путь постоянного совершенствования. Это путь воспитания творческой личности, готовой к познанию мира и открытиям, умеющей сотрудничать и организовывать совместную деятельность. В воспитании такой личности учителю отведена ответственная роль, но, как мне кажется, чем больше мы работаем над развитием своих учеников, тем больше совершенствуемся сами.

        Таким образом, одним из способов в реализации задач новых стандартов, на мой взгляд, как раз является обучение детей навыкам исследовательской деятельности, поскольку она помогает:

- научить себя учиться, что способствует саморазвитию;

- утвердить себя в своих глазах и в глазах других людей, что способствует самоутверждению;

- найти себя, что будет способствовать самоопределению;

- реализовать себя, что способствует самореализации;

- научиться управлять собой, что способствует саморегуляции и самовоспитанию.