РМО учителей математики Янтиковского района ЧР
Место проведения: МБОУ « Можарская СОШ» 18.12.2015 г.
Данилова Любовь Владимировна, учитель математики МБОУ « Ян-Норвашская СОШ»
Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Термин «технологическая карта» пришел в образование из производства.
Технологическая карта — это стандартизированный документ, который содержит необходимые сведения, инструкции для выполнения какого-либо технологического процесса.
Технологическая карта отвечает на вопросы:
- Какие операции необходимо выполнять.
- В какой последовательности выполняются операции.
- С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).
- Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
- Результат выполнения каждой операции.
- Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
Технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности.
ФГОС ООО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г., устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Методологическая основа новых стандартов — системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить учащемуся общекультурное, личностное, познавательное развитие, и, главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
В ходе введения ФГОС каждый учитель столкнется с важностью и необходимостью достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится актуальным в первую очередь умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость определяет структуру технологической карты урока, которая призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды предполагаемых образовательных результатов.
Наиболее удачной формой для технокарты урока является таблица. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации.
ФГОС вводит новое понимание образовательных результатов — в виде формируемых способов деятельности. Поэтому графа «Деятельность учащихся» структурируется соответственно видам деятельности, каждая их которых также делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности.
Базовой образовательной технологией, которая реализует требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, определяют содержание видов деятельности в технокарте.
Достоинством подобных технологических карт является то, что карта дает возможность четко выделить формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности. Кроме этого, она достаточно универсальна и может использоваться для проектирования уроков в разных дидактических системах, которые реализуют деятельностный подход.
Технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Сегодня существует огромное разнообразие вариантов технологических карт. Однако до сих пор в педагогическом сообществе нет единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции технологической карты урока.
Технологическая карта урока отличается от традиционного конспекта только формой.
В начале технологической карты дается традиционная «шапка», далее — в виде таблицы — основные элементы содержания. Как правило, после таблицы уместно разместить дополнения — например, тест или задачи с решением, схемы и пр. Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.
ЭТАПЫ УРОКА:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Актуализация субъективного опыта учащихся
- Изучение новых знаний и способов деятельности
- Первичная проверка понимания изученного
- Закрепление пройденного материала
- Применение изученного материала
- Обобщение и систематизация
- Контроль и самоконтроль
- Коррекция
- Домашнее задание
- Подведение итогов учебного занятия
- Рефлексия.
При необходимости несколько этапов могут быть объединены в один. Однако некоторые из них носят инвариантный характер, поэтому должны быть на каждом уроке:
— Этап организации учебного занятия;
— Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности;
— Основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности);
— Этап подведения итогов учебного занятия;
— Рефлексия.
Основной этап зависит от учебных целей, что, в свою очередь, определяет тип учебного занятия.
Работа учащихся над соответствующими задачами на уроке может осуществляться как индивидуально, так и в парах или группах.
Рассмотрим образец технологической карты урока по математике в 5 классе, предлагаемый авторами учебника.
Образец технологической карты урока
(Учебник:А.Г.Мерзляк,В.Б.Полонский, М.С.Якир. Математика, 5 класс (система « Алгоритмуспеха»
Технологическая карта урока № 71
Тема урока Степень числа
Тип урока Урок изучения нового материала
Цели Предметные: познакомить учащихся с понятиями степени числа, показателя
степени, основания степени, научить выполнять порядок действий в
выражении, содержащем степень.
Личностные: формировать независимость суждений
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.
Планируемые Учащийся научится возводить число в степень, вычислять значение
результаты выражения, содержащего степень.
Основные Степень числа, показатель степени, основание степени, квадрат числа,
понятия куб числа, возведение числа в степень, правило выполнения действий
в выражении, содержащем степень.
Организационная структура урока №71
Этапы проведения урока |
Формы организации учебных действий (УД) |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | ||
Учебник |
Рабочая тетрадь №1 |
Дидактические материалы | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Организационный этап | ||||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | ||||
3. Проверка домашнего задания. | ||||
4. Актуализация знаний |
Ф |
Устно:№1,2,с.136 |
|
|
5. Изучение нового материала |
Ф |
Теоретический материал §20 |
|
|
6. Первичное закрепление материала |
Ф |
№ 548,549,550,552 |
|
|
|
П |
|
№235,236 |
|
|
И |
|
№237,238,239 |
|
7. Повторение |
И |
№560 (1,2) |
|
|
8. Итоги урока |
П |
Вопросы 1-6 |
|
|
9. Информация о домашнем задании |
|
§20, вопросы 1-6,№ 551,553,561 |
|
|
Технологическая карта урока № 72
Тема урока Степень числа
Тип урока Урок закрепления знаний
Цели Предметные:закрепить навыки вычисления степени числа, вычисления
значения выражения, содержащего степень.
Личностные:развивать готовность к самообразованию и решению
творческихзадач, воспитывать культуру поведения на уроке.
Метапредметные: формировать умение соотносить свои действия
с планируемыми результатами , осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата.
Планируемые Учащийся научится возводить число в степень, вычислять значение
результаты выражения, содержащего степень.
Основные Степень числа, показатель степени, основание степени, квадрат числа,
понятия куб числа, возведение числа в степень, правило выполнения действий
в выражении, содержащем степень.
Организационная структура урока № 72
Этапы проведения урока |
Формы организации учебных действий (УД) |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | ||
Учебник |
Рабочая тетрадь №1 |
Дидактические материалы | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Организационный этап | ||||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | ||||
3. Проверка домашнего задания. | ||||
4. Актуализация знаний |
Ф |
Устно:№3,4,5,с.136 |
|
|
И |
|
№ 234 |
| |
5. Закрепление изученного материала |
Ф |
№ 554,556,558 |
|
|
И |
|
№ 240,241,242 |
| |
6. Контроль и коррекция знаний |
И |
|
|
№138, 139(2) |
7. Повторение |
И |
№562 |
|
|
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
|
Продолжите высказывания об уроке. 1.Мне понравился сегодняшний урок, но… 2. Для меня материал урока: а) трудный, вот если бы …; б) легкий, и я … 1. |
|
|
9.Информация о домашнем задании |
|
§20, № 555,557,559 доп. №563 |
|
|
Рассмотрим особенности организации и управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Начать этот этап целесообразно с фронтальной проверки наличия домашнего задания у всех учеников с целью определения тех, кто его не выполнил, и организации выполнения этими учениками хотя бы части домашнего задания самого низкого уровня и повторения теоретического материала учебника при опосредованной или непосредственной помощи учителя.
Проверка качества выполнения домашнего задания проводится не всегда, но если задание сложное, то целесообразно организовать дифференцированную проверку с последовательным «отключением» групп, например, на самостоятельную работу с учебником.
ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подведя итоги предыдущего этапа урока, учитель проговаривает мотивацию учебной деятельности для всего класса и начинает устный опрос по теме предыдущего урока учеников из 4 группы, которым после этого дается индивидуальное задание творческого характера. Затем отвечают ученики 3 группы и тоже получают задания для самостоятельной работы. Опрос учащихся 1 и 2 групп происходит индивидуально на фоне самостоятельной работы класса.
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Для выравнивания условий восприятия нового материала предлагается в большом количестве повторений объяснения нового материала для учащихся 1 и 2 групп. Повторяющиеся объяснения учителя должны носить вариативный характер и проводиться на фоне групп учащихся, работающих самостоятельно.
ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Этот этап проводится фронтально. Дифференцированный подход к учащимся разных типологических групп заключается в «адресности» вопросов различного типа в условиях фронтальной работы.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Эти этапы урока строятся по одному принципу и их нельзя рассматривать обособленно, потому что по технологии дифференцированного обучения между ними нет общих четких для всех типологических групп «границ». Основной на этом этапе — метод управляемой самостоятельной работы.
Ученики 1 группы для закрепления знаний, формирования навыков и умений нуждаются не только в большей помощи учителя, но и в большем количестве задач репродуктивного характера (воспроизводящая самостоятельная работа по образцу).
Ученики каждой группы могут выполнять незначительное количество заданий для другого (более высокого уровня) типа самостоятельной работы.
КОНТРОЛЬ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Особенности управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения на этом этапе урока состоят в общей контролируемости результатов работы каждой типологической группы и каждого ученика в ее составе на всех этапах урока.
К каждой типологической группе применяются различные виды контроля:
1 группа — контроль учителя и взаимоконтроль.
2 группа — контроль учителя и взаимоконтроль.
3 группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.
4 группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль, внутренний самоконтроль.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Домашнее задание обязательно дифференцируется согласно индивидуально-типологическим особенностям учащихся.
Учитель может сделать учебный процесс открытым и объяснить ученикам, почему на уроке используются именно эти формы обучения, какие они имеют преимущества. Широкое использование методов мотивации позволяет сделать учебную деятельность учащихся сознательной и эффективной. При планировании и организации учебной деятельности следует опираться на стремление учащихся к самоопределению, самосовершенствованию, проявлению интеллектуальной активности, познанию нового; социальные мотивы учебной деятельности (поиск контактов и сотрудничество; заинтересованность в результатах коллективной работы; обязанность и ответственность перед обществом, классом, учителями, родителями; стремление к одобрению, желание быть первым), создавая ситуации взаимопомощи, взаимообучения, взаимопроверки, рецензирования. Тогда учащиеся будут сознательно относиться к своей учебной деятельности.
Важно, чтобы каждый ученик овладел умением осуществлять рефлексию и самоуправлением обучения. Выполнение этих условий будет способствовать эффективной реализации совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе.