Введение
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения значимости тех из них, которые формируют практические навыки получения и анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт выбора и деятельности. Поэтому возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе использования современных информационных технологий, реализующих принципы личностно-ориентированного образования. Информационные технологии не только облегчают доступ к знаниям, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, когда ученик активный и равноправный участник образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий позволяет активизировать учебный процесс, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Исходя из этого, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Основной целью использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка является повышение качества и эффективности урока. К достижению данной цели мы идем через реализацию следующих задач:
1. Повышение мотивации обучения;
2. Развитие познавательной активности учащихся;
3. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;
4. Реализация идей развивающего обучения;
5. Совершенствование форм и методов организации учебного процесса.
Информационные технологии на уроках русского языка и литературы использую достаточно давно и определила для себя следующие направления:
1. Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
2. Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
3. Тренажер;
4. Контроль умений, навыков учащихся;
5. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся;
6. Подготовка к ЕГЭ;
7. Чтение художественной литературы в электронном варианте;
8. Использование готовых программных продуктов;
9. Работа с ресурсами Интернет.
II. Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
2.1. Использование ИКТ на уроках русского языка
Для проведения уроков русского языка использую такие компьютерные программы, как электронные учебники по русскому языку, автоматизированные обучающие системы, электронные справочники и словари по русскому языку, Интернет-сайты и другие мультимедийные технологии. Также моя деятельность была направлена на разработку методического сопровождения, применения данных технологий в различных вариантах деятельности учащихся.
Остановлюсь подробнее на некоторых из них, апробированных мною и давших положительный результат:
Презентация в автоматическом режиме – сопровождение школьной лекции на уроке погружения в новую тему, сообщения учителя или ученика при введении нового материала.
Презентации – проекты учащихся, созданные ими самостоятельно к уроку.
Компьютерная презентация служит методическим стержнем медиаурока, помощником в организации учебной деятельности детей, в развитии речевых компетентностей учащихся.
Приведу в пример интегрированный урок по русскому языку и литературе в 8 классе «Верь в великую силу добра! (урок-практикум с элементами подготовки к ГИА при лингвистическом анализе стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий»).
Задачи занятия:
1) подготовка к итоговой аттестации, выполнение заданий А1-А3;
2) обучение лингвистическому анализу текста;
3) формирование навыков исследовательской работы;
4) интеграция материала русского языка и литературы.
Композиция урока наглядно отражена в сюжетах, предлагаемых на слайдах презентации, что способствует лучшему представлению учебного материала. Использование компьютерных технологий позволило мне вовлечь детей в активную работу и подвигнуть их к стремлению овладеть необходимыми знаниями.
Различные формы изложения электронного учебного материала позволяют учитывать индивидуально-психологические характеристики личности, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию, интенсификации процесса обучения и повышению качественного уровня знаний.
Поурочное планирование предмета в каждом классе, я составляю с учетом использования ИКТ.
Поурочное тематическое планирование (фрагмент) по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие»
№ урока |
Тема урока |
Используемые ЦОРы |
|
12 |
Причастие как часть речи |
Табл.1. СD - №2 |
|
13 |
Р/Р Публицистический стиль |
|
|
14 |
Склонение причастий. |
|
|
15- 16 |
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. |
Табл.2, №3 СD - №3 |
|
17 |
Р/р. Описание внешности человека. |
|
|
18-19 |
Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия |
Табл.3 |
|
20 |
Действительные прич. настоящего времени. Гласные суффиксах действ. прич. наст. времени. |
СD - №4 |
|
21 |
Действительные причастия прошедшего времени. |
СD - №4 |
|
22 |
Страдательные причастия настоящего времени. |
СD - №5 |
|
23 |
Страдательные причастия прошедшего времени. |
СD - №5 |
|
24 |
Морфологический разбор причастия. |
|
|
25-26 |
Диктант с грамматическим заданием. Анализ контрольного диктанта. |
|
|
27 |
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях |
Табл.6 |
|
28-29 |
Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов |
Табл.5 СD - №6 |
|
30 |
Н и НН в кратких причастиях. |
СD - №6 |
|
31 |
Выборочное изложение по упражнению 130 |
|
|
32 |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. |
Табл.4 СD - №7 |
|
33 |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. |
Табл.4 СD - №7 |
|
38-39 |
Повторение изученного о причастии. Переход причастий в имена существительные. |
Табл.7 СD - №9 |
|
40 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
|
В рамках предпрофильного обучения разработала элективный курс «Подготовка к ГИА по русскому языку» (17 часов)
Тематический план
№ п/п |
Тема |
ЦОРы |
|
1. |
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2011. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. |
КИМы |
|
2. |
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. |
КИМы |
|
3. |
Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. |
Презентация Егораевой Г.Т. «Сжатое изложение». Изд.-во «Экзамен» |
|
4. |
Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. |
Презентация Егораевой Г.Т. «Сжатое изложение». Изд.-во «Экзамен» |
|
5. |
Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. |
Презентация Егораевой Г.Т. «Сжатое изложение». Изд.-во «Экзамен» |
|
6. |
Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. |
Презентация Егораевой Г.Т. «Сжатое изложение». Изд.-во «Экзамен» |
|
7-8. |
Задание С1. Выбор приемов сжатия. |
Презентация Егораевой Г.Т. «Сжатое изложение». Изд.-во «Экзамен» |
|
8-9. |
Работа над заданиями с выбором ответа (А1–А3). |
КИМы |
|
10-12. |
Работа над с заданиями с кратким ответом (В1– В14). |
Презентация Егораевой Г.Т. Анализ результатов выполнения заданий части В. Изд.-во «Экзамен» |
|
13. |
Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. |
Презентация Егораевой Г.Т. «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему». |
|
14. |
Задание С2.1. Учимся формулировать тезис, аргументировать, писать вывод сочинения на лингвистическую тему. |
Презентация Егораевой Г.Т. «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему». |
|
15. |
Задание С2.2. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания. |
Презентация Егораевой Г.Т. «Сочинение-рассуждение» |
|
16. |
Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. |
Презентация Егораевой Г.Т. «Сочинение-рассуждение (ответ на проблемный вопрос)» |
|
17. |
Задание С2.2. Сочинение-рассуждение. |
|
|
Учебное электронное пособие (компьютерные программы «Фраза», «Репетитор») убедило меня в целесообразности использования их для организации дифференцированного тренинга на уроках русского языка. Компьютер может оказать значительную помощь учителю в работе не только со слабыми, но и с сильными учащимися.
2.2. ИКТ на уроках литературы
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио- и видеосопровождения. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы.
Коллекция дисков виртуальной школы «БКМ», предназначенная для учеников 5-11 классов, ценна тем, что материал на них представлен поурочно, есть аудио- и видеофрагменты, великолепный иллюстративный материал, изучаемые тексты, терминологический словарь.
Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» после чтения соответствующей главы учащиеся с удовольствием слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, арию Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье». На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, прозвучали романсы «И скучно, и грустно». «Выхожу один я на дорогу…» и т. д.
Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Так, на открытом уроке «Пока не стало поздно» по рассказу Паустовского «Телеграмма», включенный видеоклип по стихотворению А. Токомбаева «Пока у вас есть мамы, Приезжайте к ним без телеграмм…», заставил прослезиться учащихся и присутствующих учителей. Учащиеся обрели не только необходимый опыт анализа художественного текста, открыли для себя секреты писательского мастерства, но и глубоко осознали, личностно прочувствовали, как важно ощущать, ценить и беречь самое кровное родство с самым дорогим для нас человеком – мамой, не забывать о ней. Урок никого не оставил равнодушным, дети получили большой эмоциональный заряд. Это, я считаю, самое главное.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. Например, с учащимися 6 класса в аудиозаписи прослушали повесть В.Закруткина «Матерь человеческая» (в библиотеке была всего одна книжица).
2.3. ИКТ в проектной деятельности обучающихся
Один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся - проектная деятельность. Метод проектов позволяет мне формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Апробирована мною сдача зачета в виде создания мини-проектов по теме «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях», «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении», «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными», «Предложения с обособленными членами» с учащимися 9-го класса. Ученики, работая в паре, создавали презентацию по данным темам после обобщения и повторения материала, затем защищали свой проект на уроке. В пример приведу работу ученика «Сложноподчиненное предложение». Методическое мастерство учителя в данном случае проявляется в способности организовать работу учащихся с разными источниками, в том числе и с ученическими презентациями.
Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
Сегодня можно говорить о создании собственной медиатеки, в коллекцию которой вошли исследовательские работы моих учащихся, в том числе и проекты. Некоторые серьёзные разработки в 2012-2013 учебном году»: серия уроков по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро», «И. А. Крылов – русский писатель, баснописец, драматург, журналист (1769-1844)», урок-КВН «Путешествие в страну Фразеология», внеклассное мероприятие «Защитникам Сталинграда», с учащимися 8 класса создали исследовательский проект «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». На основе этого проекта провели общешкольную конференцию. С работой «Судьба «великого и могучего» мои ученики вышли на районную научно - практическую конференцию. С учащимися 8-9 классов создали интегрированный творческо - исследовательский проект "Поклонимся великим тем годам", посвящённый учителям-фронтовикам. Исследовательские работы учащихся были представлены в ходе предметной недели русского языка и литературы, на конкурсах учебных проектов.
2.4. Работа с ресурсами Интернет
В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Это и электронная почта, и поисковые системы, которые универсальны для использования, как на уроке, так и во внеурочное время.
Очевидно, что глобальная информационная сеть представляет собой ресурс, значительно больший, чем содержание школьного обучения, максимально разнообразный. Но, в то же время, этот ресурс разноплановый, «разнокачественный», зачастую обладающий внешней убедительностью, но внутренне противоречивый и требующий проверки его достоверности.
Здесь вариантов работы может быть много:
1. Обзорная лекция с использованием Интернет-ресурсов (предполагает свободную Интернет-навигацию учителя). Апробировано мною на уроках литературы для проведения уроков- лекций. Вводные уроки по изучению жизненного и творческого пути писателя провожу в форме виртуальной экскурсии. Большой интерес вызвало у учащихся заочное путешествие на родину Лермонтова («Тарханы – родные всё места»), Шукшина («Путешествие в Сростки»), Л.Толстого «Свет Ясной Поляны». Фото видео - объекты создают наглядное представление о вехах жизненного пути того или иного писателя, о специфике его творчества. Материалы к урокам можно найти на сайте "Творческих учителей».
2. Режим «Справочного бюро». Довольно часто в процессе урока возникают ситуации, при которых просто необходимо воспользоваться справочной информацией. И «живой Интернет» позволяет понять, что все знания мира – рядом.
Основные специализированные порталы, на которых размещена необходимая учителю информация как о состоянии лингвистической науки, так и о методических нововведениях и текстовых базах данных:
1. Портал Федерации Интернет Образования - http://www.fio.ru. Он включает программу «Учитель» и страницу «В помощь учителю».
2. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru предлагает статьи по различным проблемам образования и обучения.
3. Портал «Российское образование» - www.edu.ru - позволяет познакомиться с новостями системы образования, справочниками, учебниками и возможностями применения ИКТ в учебном процессе.
4. Помимо образовательных порталов стоит посетить справочно-информационный портал Грамота.руhttp://www.gramota.ru. Он не имеет прямого отношения к образованию, но содержит необходимую филологическую информацию и обширный список словарей с удобной поисковой системой. Этот портал снабжен гиперссылками, связывающими его с другими порталами и сайтами.
5. Огромная помощь учителю и ученику - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которая размещена в Интернете по адресу www.school-collection.edu.ru для свободного пользования в целях образования. Организация образовательной деятельности обучаемых с использованием ЦОРов предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих развитие внутренних резервов каждого ученика.
2.5. Дистанционное образование
Дистанционное образование одно из масштабных нововведений в отечественную систему образования. Совсем недавно под дистанционным образованием подразумевалось в большей степени дистанционное обучение. Сегодня понятие «дистанционное образование» повлекло за собой необходимость включения в образовательный ресурс таких понятий, как «дистанционные проекты», «Интернет – олимпиады», «дистанционные конкурсы, фестивали» и др. Стоит отметить, что разрабатываемые и внедряемые формы дистанционного образования в большей степени ориентированы на учащихся. В этом учебном году мои учащиеся принимали участия в интернет-викторинах, интернет-конкурсах «Никто не забыт, и ничто не забыто» (6 место), «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (его результаты в данное время не объявлены), Всероссийской дистанционной олимпиаде по литературе (1 место).
Действительно, дистанционное образование, осуществляемое на основе использования технологий и ресурсов сети Интернет, имеет ряд преимуществ и возможностей перед обычным обучением: более гибкие условия образования для детей одаренных или «трудных», с индивидуальными особенностями. Ученики из обычной сельской школы могут иметь доступ к мировым культурным и научным ценностям, сосредоточенным на сайтах музеев, библиотек. Телекоммуникационные технологии позволяют ученику дистанционно общаться со своими сверстниками из других городов, стран, участвовать в дистанционных конкурсах, олимпиадах, консультироваться у специалистов, находящихся в любой точке мира.
Но не стоит забывать о дистанционных мероприятиях для педагогов. Такие дистанционные мероприятия – курсы, проекты, конкурсы, фестивали – вовлекают педагогов в продуктивную деятельность, ориентированную на овладение навыками, приемами работы с информацией, с компьютерными технологиями и использование их в учебном процессе.
III. Вывод
Таким образом, использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам русского языка и литературы и приводит к целому ряду положительных следствий:
1) обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
2) психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
3) возбуждает живой интерес к предмету познания;
4) расширяет общий кругозор детей;
5) возрастает уровень использования наглядности на уроке;
6) повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Использованная литература:
1. Краснова, Г. М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе [Текст] / Г. М. Краснова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 91 - 94. (Информатика и информатизация образования)
2. Крючкова, О. В. Комплексная информатизация образования [Текст]/ О. В. Крючкова. - Минск: Красико-Принт, 2006. - 176с.
3.Степанов, С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.
4.Ткаченко, И. С. Методика использования электронной презентации на уроке [Текст] / И. С. Ткаченко, О. В. Антропова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 165-166 (Информатика и информатизация образования).
5. Е. Шитов, И. Г. Агапов. - Мир образования - образование в мире. - 2001. - №4