Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы (Майраслова Н. П.)

Введение

 

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения значимости тех из них, которые формируют практические навыки получения и анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт выбора и деятельности. Поэтому возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе использования современных информационных технологий, реализующих принципы личностно-ориентированного образования. Информационные технологии не только облегчают доступ к знаниям, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, когда ученик активный и равноправный участник образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий позволяет активизировать учебный процесс, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Исходя из этого, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Основной целью использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка является повышение качества и эффективности урока. К достижению данной цели мы идем через реализацию следующих задач:

1.     Повышение мотивации обучения;

2.     Развитие познавательной активности учащихся;

3.     Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;

4.     Реализация идей развивающего обучения;

5.     Совершенствование форм и методов организации учебного процесса.

Информационные технологии на уроках русского языка и литературы использую достаточно давно и определила для себя следующие направления:

1.      Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);

2.      Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);

3.      Тренажер;

4.      Контроль  умений, навыков учащихся;

5.      Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся;

6.      Подготовка к ЕГЭ;

7.      Чтение художественной литературы в электронном варианте;

8.      Использование готовых программных продуктов;

9.      Работа с ресурсами Интернет.

 

II. Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы

 

2.1. Использование ИКТ на уроках русского языка

 

Для проведения уроков русского языка использую такие компьютерные программы, как электронные учебники по русскому языку, автоматизированные обучающие системы, электронные справочники и словари по русскому языку, Интернет-сайты и другие мультимедийные технологии. Также моя деятельность была направлена на разработку методического сопровождения,  применения данных технологий в различных вариантах деятельности учащихся.

Остановлюсь подробнее на некоторых из них, апробированных мною и давших положительный результат:

Презентация в автоматическом режиме – сопровождение школьной лекции на уроке погружения в новую тему, сообщения учителя или ученика  при введении нового материала.

Презентации – проекты учащихся, созданные ими самостоятельно к уроку.

Компьютерная презентация служит методическим стержнем медиаурока,   помощником в  организации учебной деятельности детей,  в развитии речевых компетентностей учащихся.

Приведу в пример интегрированный урок по русскому языку и литературе в 8 классе «Верь в великую силу добра! (урок-практикум с элементами подготовки к  ГИА  при лингвистическом анализе стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий»).

Задачи занятия:

1) подготовка к итоговой аттестации, выполнение заданий А1-А3;

2) обучение лингвистическому анализу текста;

3) формирование навыков исследовательской работы;

4) интеграция  материала русского языка и литературы.

Композиция урока наглядно отражена в сюжетах, предлагаемых на слайдах презентации, что способствует лучшему представлению учебного материала.    Использование компьютерных технологий позволило мне вовлечь детей в активную работу и подвигнуть их  к стремлению овладеть необходимыми знаниями. 

Различные формы изложения электронного учебного материала позволяют учитывать индивидуально-психологические характеристики личности, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию, интенсификации процесса обучения и повышению качественного уровня знаний.

Поурочное  планирование предмета в каждом классе, я составляю с учетом использования ИКТ.

Поурочное тематическое планирование (фрагмент) по русскому языку  в 7 классе по теме  «Причастие»

урока

Тема урока

 

Используемые  ЦОРы

12

Причастие как часть речи

Табл.1. СD - №2

13

Р/Р Публицистический стиль

 

14

Склонение причастий.

 

15-

16

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Табл.2, №3

СD - №3

17

Р/р. Описание внешности человека.

 

18-19

 

Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия

Табл.3

20

Действительные прич. настоящего времени. Гласные  суффиксах действ. прич. наст. времени.

СD - №4

21

Действительные причастия прошедшего времени.

СD - №4

22

Страдательные причастия настоящего времени.

СD - 5

23

Страдательные причастия прошедшего времени.

СD - №5

24

Морфологический разбор причастия.

 

25-26

Диктант с грамматическим заданием.

Анализ контрольного диктанта.

 

27

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Табл.6

28-29

Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

Табл.5

СD - №6

30

Н и НН в кратких причастиях.

СD - 6

31

Выборочное изложение по упражнению 130

 

32

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Табл.4

СD - №7

33

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Табл.4

СD - №7

38-39

Повторение изученного о причастии. Переход причастий в имена существительные.

              Табл.7

СD - №9

40

Контрольный диктант с грамматическим заданием

 

 

В рамках предпрофильного обучения разработала элективный курс «Подготовка   к ГИА по русскому языку» (17 часов)

Тематический план

 

п/п

Тема

ЦОРы

1.

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2011. Особенности заполнения бланков экзаменационной  работы.

КИМы

 

2.

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

КИМы

 

3.

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Презентация Егораевой Г.Т.

«Сжатое изложение».

 Изд.-во «Экзамен»

 

4.

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

Презентация Егораевой Г.Т.

«Сжатое изложение».

 Изд.-во «Экзамен»

 

5.

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

Презентация Егораевой Г.Т.

«Сжатое изложение».

 Изд.-во «Экзамен»

 

6.

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

Презентация Егораевой Г.Т.

«Сжатое изложение».

 Изд.-во «Экзамен»

 

7-8.

Задание С1. Выбор приемов сжатия.

Презентация Егораевой Г.Т.

«Сжатое изложение».

 Изд.-во «Экзамен»

 

8-9.

Работа над заданиями с выбором ответа (А1–А3).

КИМы

 

10-12.

Работа над с заданиями с кратким ответом (В1– В14).

Презентация Егораевой Г.Т. Анализ результатов выполнения  заданий части В. Изд.-во «Экзамен»

 

13.

Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Презентация Егораевой Г.Т.

«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему».

 

14.

Задание С2.1. Учимся формулировать тезис,  аргументировать,  писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Презентация Егораевой Г.Т.

«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему».

 

15.

Задание С2.2.  Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

Презентация Егораевой Г.Т.

«Сочинение-рассуждение»

 

16.

Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Презентация Егораевой Г.Т.

«Сочинение-рассуждение (ответ на проблемный вопрос)»

 

17.

Задание С2.2. Сочинение-рассуждение.

 

 

 

Учебное электронное пособие (компьютерные программы  «Фраза», «Репетитор») убедило меня в целесообразности использования их для организации дифференцированного тренинга на уроках русского языка. Компьютер может оказать значительную помощь учителю в работе не только со слабыми, но и с сильными учащимися.

 

2.2. ИКТ на  уроках литературы

 

Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио- и видеосопровождения. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее  мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев,  услышать классическую музыку, профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы.

Коллекция дисков виртуальной школы «БКМ», предназначенная для учеников 5-11  классов, ценна тем, что материал на них представлен поурочно, есть аудио- и  видеофрагменты, великолепный иллюстративный материал, изучаемые тексты, терминологический словарь.

Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» после чтения соответствующей главы учащиеся с  удовольствием слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, арию Онегина «Ужель та  самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться  романсом «Я помню чудное мгновенье». На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, прозвучали романсы «И скучно, и грустно». «Выхожу один я на дорогу…» и т. д.   

Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Так, на открытом уроке «Пока не стало поздно» по рассказу Паустовского «Телеграмма», включенный видеоклип по стихотворению А. Токомбаева «Пока у вас есть мамы, Приезжайте к ним без телеграмм…», заставил прослезиться учащихся и присутствующих учителей. Учащиеся обрели не только необходимый опыт анализа художественного текста, открыли для себя секреты писательского мастерства, но и глубоко осознали, личностно прочувствовали, как важно ощущать, ценить и беречь самое кровное родство с самым дорогим для нас человеком – мамой, не забывать о ней.           Урок никого не оставил равнодушным, дети получили большой эмоциональный заряд. Это, я считаю, самое главное.

Прослушивание  художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. Например, с учащимися 6 класса в аудиозаписи прослушали повесть В.Закруткина «Матерь человеческая» (в библиотеке была всего одна книжица).

 

2.3. ИКТ в проектной деятельности  обучающихся

 

Один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся - проектная деятельность. Метод проектов позволяет мне формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Апробирована мною сдача зачета в виде создания мини-проектов по теме «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях», «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении», «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными», «Предложения с обособленными членами» с учащимися 9-го класса.   Ученики, работая в паре, создавали презентацию по данным темам после обобщения и повторения материала, затем защищали свой проект  на уроке. В пример приведу  работу ученика «Сложноподчиненное предложение».  Методическое мастерство учителя в данном случае проявляется в способности организовать работу учащихся с разными источниками, в том числе и с ученическими презентациями.

Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Сегодня можно говорить о создании собственной медиатеки, в коллекцию которой вошли исследовательские работы моих учащихся, в том числе и проекты. Некоторые серьёзные разработки в 2012-2013 учебном году»: серия уроков по рассказу В.Астафьева «Васюткино  озеро», «И. А. Крылов – русский писатель, баснописец,  драматург, журналист (1769-1844)», урок-КВН «Путешествие в страну Фразеология», внеклассное мероприятие «Защитникам Сталинграда», с учащимися 8 класса создали исследовательский проект «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». На основе этого проекта провели общешкольную конференцию. С работой «Судьба «великого и могучего» мои ученики вышли на районную научно - практическую конференцию. С учащимися 8-9 классов создали интегрированный творческо - исследовательский проект "Поклонимся великим тем годам", посвящённый учителям-фронтовикам. Исследовательские работы учащихся были представлены в ходе предметной недели русского языка и литературы, на конкурсах учебных проектов.

 

2.4. Работа с ресурсами Интернет

В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Это и  электронная почта, и  поисковые системы, которые  универсальны для использования, как на уроке, так и во внеурочное время.

Очевидно, что глобальная информационная сеть представляет собой ресурс, значительно больший, чем содержание школьного обучения, максимально разнообразный. Но, в то же время, этот ресурс разноплановый, «разнокачественный», зачастую обладающий внешней убедительностью, но внутренне противоречивый  и требующий проверки его достоверности. 

Здесь вариантов работы может быть много:

1.      Обзорная лекция с использованием Интернет-ресурсов (предполагает свободную Интернет-навигацию учителя). Апробировано мною на уроках литературы для проведения  уроков- лекций. Вводные уроки по изучению жизненного и творческого пути писателя провожу в форме виртуальной экскурсии. Большой интерес вызвало у учащихся заочное путешествие на родину Лермонтова («Тарханы – родные всё места»), Шукшина («Путешествие в Сростки»), Л.Толстого «Свет Ясной Поляны».  Фото видео - объекты создают наглядное представление о вехах жизненного пути того или иного писателя, о специфике его творчества. Материалы к урокам можно найти на сайте "Творческих учителей».

2.      Режим «Справочного бюро». Довольно часто в процессе урока возникают ситуации, при которых просто необходимо воспользоваться справочной информацией. И «живой Интернет» позволяет понять, что все знания мира – рядом.

Основные специализированные порталы, на которых размещена необходимая учителю информация как о состоянии лингвистической науки, так и о методических нововведениях и текстовых базах данных:

1.                 Портал Федерации Интернет Образо­вания - http://www.fio.ru. Он включа­ет программу «Учитель» и страницу «В  помощь учителю».

2.                  Российский  общеобразовательный портал   http://www.school.edu.ru предлагает статьи по различным проблемам образования и обучения.

3.                 Портал «Российское образование» - www.edu.ru - позволяет познакомить­ся с новостями системы образования, справочниками, учебниками и воз­можностями применения ИКТ в учеб­ном процессе.

4.                 Помимо образовательных порталов стоит посетить справочно-информационный пор­тал Грамота.руhttp://www.gramota.ru. Он не имеет прямого отношения к образованию, но содержит необходимую филологическую информацию и обширный список словарей с удобной поисковой системой. Этот портал снабжен гиперссылками, связывающими его с другими порталами и сайтами.

5.                 Огромная помощь учителю и ученику - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которая размещена в Интернете по адресу www.school-collection.edu.ru для свободного пользования в целях образования. Организация образовательной деятельности обучаемых с использованием ЦОРов предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих развитие внутренних резервов каждого ученика.

 

2.5. Дистанционное образование

 

Дистанционное образование одно из масштабных нововведений в отечественную систему образования. Совсем недавно под дистанционным образованием подразумевалось в большей степени дистанционное обучение. Сегодня понятие «дистанционное образование» повлекло за собой необходимость включения в образовательный ресурс таких понятий, как «дистанционные проекты», «Интернет – олимпиады», «дистанционные конкурсы, фестивали» и др. Стоит отметить, что разрабатываемые и внедряемые формы дистанционного образования в большей степени ориентированы на учащихся. В этом учебном году мои учащиеся принимали участия в интернет-викторинах, интернет-конкурсах «Никто не забыт, и ничто не забыто» (6 место), «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (его результаты в данное время не объявлены), Всероссийской дистанционной олимпиаде по литературе (1 место).

Действительно, дистанционное образование, осуществляемое на основе использования технологий и ресурсов сети Интернет, имеет ряд преимуществ и возможностей перед обычным обучением: более гибкие условия образования для детей одаренных или «трудных», с индивидуальными особенностями. Ученики из обычной сельской школы могут иметь доступ к мировым культурным и научным ценностям, сосредоточенным на сайтах музеев, библиотек. Телекоммуникационные технологии позволяют ученику дистанционно общаться со своими сверстниками из других городов, стран, участвовать в дистанционных конкурсах, олимпиадах, консультироваться у специалистов, находящихся в любой точке мира.

Но не стоит забывать о дистанционных мероприятиях для педагогов. Такие дистанционные мероприятия – курсы, проекты, конкурсы, фестивали – вовлекают педагогов в продуктивную деятельность, ориентированную на овладение навыками, приемами работы с информацией, с компьютерными технологиями и использование их в учебном процессе.

 

III. Вывод

 

Таким образом, использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам русского языка и литературы и приводит к целому ряду положительных следствий:

1) обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

2) психологически облегчает процесс усвоения  материала школьниками;

3) возбуждает живой интерес к предмету познания;

4) расширяет общий кругозор детей;

5) возрастает уровень использования наглядности на уроке;

6) повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф­ференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

 

                             Использованная литература:

 

1. Краснова, Г. М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе [Текст] / Г. М. Краснова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 91 - 94. (Информатика и информатизация образования)

2. Крючкова, О. В. Комплексная информатизация образования [Текст]/ О. В. Крючкова. - Минск: Красико-Принт, 2006. - 176с.

3.Степанов, С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.

4.Ткаченко, И. С. Методика использования электронной презентации на уроке [Текст] / И. С. Ткаченко, О. В. Антропова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 165-166 (Информатика и информатизация образования).

5. Е. Шитов, И. Г. Агапов. - Мир образования - образование в мире. - 2001. - №4