Как обеспечить ситуацию успеха ученика ?

Как обеспечить ситуацию успеха ученика ?

Данилова Л.В. – заместитель директора по УР МБОУ « Ян-Норвашская СОШ»

Педагогический совет школы, 16.04.2012 г.

   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373  представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями.  ФГОС - это совокупность трех систем требований:

  • требований к результату образования,
  • требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
  • требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.)

Если  в  Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования темы, дидактические единицы, а в Стандарте же 2009 г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

·  личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,  сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

·  метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

·  предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

 

В учебной деятельности пребывают  учащиеся, а не педагог, они осваивают предметные, надпредметные знания, умения и навыки, формируют свои способности к самоизменению и рефлексии. Функция учителя состоит в организации такого образовательного процесса, который максимально  эффективно снимает затруднения учеников в  их учебной деятельности. Делает он это, выбирая  адекватно способы и средства обучения: технологии, программы, учебники и др.


Поэтому в образовательном процессе у учителя две роли:

1) роль руководителя (выбирает способы и средства, организует образовательный процесс, задаёт вопросы и предлагает задания);

В роли руководителя учитель имеет  характеристику:

·         профессионализм;

·         владение теми ценностями, которые должен передавать;

·         способность к самоизменению и рефлексии.

2) роль помощника (отвечает на их вопросы, в ходе урока меняет свою позицию) А вот характеристика учителя как помощника:

·         любовь к детям;

·         умение слышать и понимать их;

·         не навязывать своё мнение;

Учебная деятельность создаёт условия для приобретения способности ученика к саморазвитию.

Саморазвитие – это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение..

Самореализация – это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. помочь в самоизменении, научить их учиться.

С чего начинается успех?

·         Успех начинается с признания детьми права учителя учить.

·         Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – важные компоненты залога успеха на уроке

·         Предвкушение необычности, способности учителя удивлять, приносить элемент романтичности играют важную роль

·         Необычное начало урока

Что ведет к успеху ?

1 Нетрадиционные формы урока

·         Урок – диалог, урок – соревнование

·         Уроки – консультации

·         Уроки с групповыми формами работы

·         Уроки – творчества

·         Уроки – аукционы

·         Уроки – конкурсы

·         Уроки – игры

2. Нетрадиционные формы обучения

 

  • Интегрированные занятия, объединённые единой темой или проблемой
  • Комбинированные (лекционно –семинарские и лекционно – практические) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала
  • Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда

 

    Чтобы обеспечить ситуацию успеха на уроке, ставка делается на:

  • самостоятельную творческую деятельность учащихся,
  •  рефлексию деятельности и своей позиции.

       Выявлено, что у трети учащихся самооценка занижена. Изменить ситуацию поможет кропотливая индивидуальная работа. Стимулирующую роль  играет при этом  «самоотметка».

 

Успех ученика на уроке становится возможным благодаря реализации принципов:

 

1) Педагогическая поддержка, а это значит:

·         Верить в каждого ребёнка и его возможности;

·         Оценивать не личность, а действия, поступки;

·         Видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребёнком;

·         Проявлять  внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;

·         Не торопиться с выводами;

·         Помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

 

2) Педагогическое стимулирование -  поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребёнку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением; как своевременная оценка деятельности учащегося.

       Диапазон стимулов колеблется от двух до шести. В основном это:

·         Оценка

·         Запись благодарности в дневник

·         Словесное поощрение

·         Групповая работа

·         Назначение консультантом

·         Выставка лучших работ

 

Наиболее часто называются стимулы:

·         В 5-х классах – похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористические минутки, взаимопроверка;

·         В 6-х классах – познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки;

·         В 7-х классах – познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.

 

3) Обеспечение  познавательный мотивации ребенка

 Познавательный интерес есть у каждого ребёнка, его отсутствие на ранних этапах развития – признак психического отклонения ребёнка.

     Познавательный интерес тесно связан с познавательной мотивацией. В психологии есть понятие «зона ближайшего развития», введённое психологом Л.С. Выготским. Она определяется содержанием тех задач, которые ребёнок не может решить самостоятельно, но осуществляет с помощью взрослого, что потом становится его собственным достоянием.

      Учителя-предметники не всегда замечают интересы учащихся в другой сфере.  Познавательный интерес стимулируется иногда благодаря тому, что учитель оценивает не только формальный результат работы, но и те усилия, которые прикладывает ученик в процессе его выполнения.

     Итак, познавательный интерес – это факел, горение которого нужно всегда поддерживать и не допускать, чтобы он затухал.

     Если у ребёнка есть зачатки познавательного интереса, важным моментом является не втиснуть его в формальные рамки, а расширять его, находя новые пути, новые грани познавательных потребностей ученика. В подростковом возрасте часто наблюдается спад учебной мотивации. Во многом это обусловлено особенностями подросткового возраста, тем, что для подростков становится более значимым мнение сверстников, нежели мнение педагогов и родителей. Вместе с тем именно в подростковом возрасте формируются новые познавательные интересы. В этот период всплывают одарённые дети: девочки с литературными наклонностями, мальчики – с техническими.

             В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Особую тревогу вызывают дети с трудностями в обучении. Исследования показывают, что интерес школьников к учёбе снижается с переходом из начального звена в среднее, учебная мотивация ослабевает. Начиная с 5 класса и далее, понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на «отлично» и «хорошо»,  имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла, особенно к 7 классу.

Поэтому было проведение анкетирование « Мотивы и цели» среди учащихся 7 класса:

 

№ п,п

« Мотивы и цели»

7кл (23 уч.)

I. Почему (зачем) вы учитесь, ходите в школу? Что вас заставляет учиться?

1.

Нравится получать пятёрки

15 (65%)

2.

Родители заставляют

6 (26%)

3.

Учусь потому, что так надо

16 (69%)

4.

Потому что интересно, нравится узнавать новое

23 (100%)

5.

Учусь, так как убеждён, что знания – основа будущих успехов.

22 (96%)

6.

Нравятся отдельные предметы, по которым могу проявить себя

14 (61%)

7.

Учиться не нравится, но общаться с друзьями в школе нравится

14 (61%)

II. Поставьте свои собственные цели в учебной деятельности:

1.

Окончить IХ –ХI классов школы

14 (61%)

2.

Узнать как можно больше

20 (87%)

3.

Освоить какую-либо практическую область (начала профессии)

15 (65%)

4.

Изучить какие – либо науки (математику, историю…)

16(69%)

5.

Научиться учиться

11 (48%)

6.

Учиться без двоек (троек, четвёрок)

16 (69%)

7

Стать культурным и образованным человеком 

22 (96%)

 

Из анкеты видно, что именно в 7 классе нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами.     Одной из главных причин понижения успехов в учёбе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.

 

    По результатам методики легко обнаруживается мотив благополучия прежде всего получения хорошей оценки знаний. Сильным побуждающим фактором является чувство долга перед родителями и получение знаний.

    Понимание того, что необходимо стать хорошим специалистом сохраняется, так как многие считают, что от этого зависит материальное благосостояние.

  Многие снижают свою успеваемость из-за того, что не успевают работать на уроке в заданном учителем темпе. В силу этого появляется отставание в учёбе. Это видно из ответов

  Многое не понимаю

  Не могу заставить себя работать

 

    Самый лучший способ, стимулирующий творческую активность учащихся на уроке, - это получение «4» и «5», как это было и раньше и остается сейчас в педагогической практике. Но чтобы их получить, необходимо накопить определённую сумму знаний, что требует затраты большого труда. 

 

Что изменится с введением  новых стандартов?

  • Изменится подход к изучению программ. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта - формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций. Вообще, опытные, талантливые педагоги всегда работали по этим принципам. Если, к примеру, говорить о математике, то первоклассник должен научиться оценивать количественные и пространственные отношения, он должен использовать эти знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений. Но родители не должны этого бояться и воспринимать как чрезмерную нагрузку. Знания он будет получать, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. То есть он не просто научится считать 2+2, а будет понимать: что такое число, сколько это, много или мало, уметь это проговаривать, правильно задавать вопросы. Вот этому мы и обязаны учить, начиная с первого класса. Невозможно от ребенка, который только зубрил, в старших классах потребовать рассуждений, сравнений, проведения аналогий в истории и литературе, способность написать эссе. Этому нельзя научиться за два года. Этому нужно учиться с первого класса. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт.
  • Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе
  • Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего,  личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.