Роль проектно-исследовательской деятельности учащихся в повышении мотивации к изучению русского языка и литературы (из опыта работы)

Современное образование требует нового подхода в обучении. Сегодня обществу нужен человек, который самостоятельно мыслит, ставит перед собой значимые задачи, умеет проектировать  пути их решения. Учитель должен помнить, что выполнение данных задач возможно лишь при условии творческого подхода  к их решению, использование новейших методов и технологий. Одной из таких является  проектно-исследовательская  технология.

    Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то ему легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель её вырабатывает.  

       Применение метода проектов на уроках русского языка, в первую очередь, имеет цель - повышение практической направленности содержания. При этом приоритет отдается интерактивным, игровым, исследовательским методам творческого самовыражения. Создание  проблемно-мотивационной  среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром,  ролевыми играми.  Такие серьёзные уроки рассчитаны на старшеклассников. Но и с учащимися 5-7 классов можно провести не менее интересные уроки с использованием игровой и проектной деятельности. Например, можно предложить написать мини-проекты. В этом учебном году с семиклассниками писали проекты по теме «Причастие», а с девятиклассниками – «Сложноподчиненное предложение», «СПП с несколькими придаточными», «Сложные предложения с разными видами связи». Разработали проекты  «Использование устаревших слов в повседневной жизни», «Разрушает ли личность виртуальная реальность?», «Школа моей мечты», «Общение в Интернете», «Особенности школьного  жаргона», «Влияние мультипликационных фильмов на речь школьников».

      Литература как учебный предмет – также замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы.  На одном из открытых уроков в 9 классе мы провели лингвистический анализ стихотворения в прозе Тургенева «Нищий». Ребят заинтересовала поставленная в стихотворении проблема. Видя заинтересованность учащихся данным произведением, предложила им провести исследование тем  и мотивов  в «Стихотворениях в прозе» Тургенева.

    Продуктом проектной деятельности учащихся стали тематические статьи реферативного характера, сочинения по личным впечатлениям, статьи исследовательского характера. Исследовательская  работа  Васильевой Алисы «Родине поклонитесь…»  по «Стихотворениям в прозе» Тургенева в районной НПК заняла 2 место.

          Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, плавно переходит во внеклассную работу по предмету. Логическим продолжением урока может стать любая форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время. Правильно, с учётом возрастных особенностей школьников организованная деятельность кружка даёт учащимся все необходимые навыки работы над исследовательским проектом.

           Так, в 7 классе работали над творческим проектом   "История моей семьи в истории моей Родины". Составили алгоритм работы над учебным проектом.

 

Проблема

Мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих предков

Почему?

Не интересуемся

Не сохранилось достаточно сведений

Отсутствие семейных традиций

Родители тоже плохо знают историю своей семьи

Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные

Что делать?

Изучить историю семьи

Как?

Узнать у родителей, бабушек, дедушек, родственников сведения о семье

Изучить документы, семейные реликвии, фотографии

Что получить? (результат)

Исследовательскую работу "История моей семьи в истории моей Родины"

Познавательное значение (знания об истории семьи, предках)

Воспитательное значение (патриотическое, нравственно-духовное воспитание)

Развивающее (коммуникативная, информационная компетентность)

   

          В ходе исследования ребята пришли к выводу о том, как история нашей страны, народа  отразилась в судьбах их предков, какой вклад внесли они в историю своего народа. Подобная работа, во-первых, сближает старшее и младшее поколение,  воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение;  во-вторых, пробуждает у обучающихся интерес к жизни предшествующих поколений, что в конечном итоге несколько снимает напряженность в разрешении вечной проблемы "отцов" и "детей".

         Самой интересной работой на эту оказалось исследование Майрасловой А., ученицы 7 класса. Ее  работа  на  районной  конференции  заняла  первое  место. Серьезные исследования провели на эту тему и другие учащиеся.

         Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся активно участвуют в деятельности школьных, районных научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ, становятся победителями и занимают призовые места.

         В кабинете русского языка и литературы собрана папка достижений и портфолио творческих исследовательских работ учащихся, а также составлена картотека исследовательских работ, рефератов и проектов с их характерологическим описанием.

                     

Литература:

1. Щербакова С.Г.  Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г.  – 96с.

2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии.  2004г.- №5,  5-12с.

3. Кульневич  С.Г. Анализ современного урока.  Волгоград: Учитель, 2002г.- 78-83с