Современное образование требует нового подхода в обучении. Сегодня обществу нужен человек, который самостоятельно мыслит, ставит перед собой значимые задачи, умеет проектировать пути их решения. Учитель должен помнить, что выполнение данных задач возможно лишь при условии творческого подхода к их решению, использование новейших методов и технологий. Одной из таких является проектно-исследовательская технология.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то ему легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель её вырабатывает.
Применение метода проектов на уроках русского языка, в первую очередь, имеет цель - повышение практической направленности содержания. При этом приоритет отдается интерактивным, игровым, исследовательским методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, ролевыми играми. Такие серьёзные уроки рассчитаны на старшеклассников. Но и с учащимися 5-7 классов можно провести не менее интересные уроки с использованием игровой и проектной деятельности. Например, можно предложить написать мини-проекты. В этом учебном году с семиклассниками писали проекты по теме «Причастие», а с девятиклассниками – «Сложноподчиненное предложение», «СПП с несколькими придаточными», «Сложные предложения с разными видами связи». Разработали проекты «Использование устаревших слов в повседневной жизни», «Разрушает ли личность виртуальная реальность?», «Школа моей мечты», «Общение в Интернете», «Особенности школьного жаргона», «Влияние мультипликационных фильмов на речь школьников». Литература как учебный предмет – также замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. На одном из открытых уроков в 9 классе мы провели лингвистический анализ стихотворения в прозе Тургенева «Нищий». Ребят заинтересовала поставленная в стихотворении проблема. Видя заинтересованность учащихся данным произведением, предложила им провести исследование тем и мотивов в «Стихотворениях в прозе» Тургенева. Продуктом проектной деятельности учащихся стали тематические статьи реферативного характера, сочинения по личным впечатлениям, статьи исследовательского характера. Исследовательская работа Васильевой Алисы «Родине поклонитесь…» по «Стихотворениям в прозе» Тургенева в районной НПК заняла 2 место. Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, плавно переходит во внеклассную работу по предмету. Логическим продолжением урока может стать любая форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время. Правильно, с учётом возрастных особенностей школьников организованная деятельность кружка даёт учащимся все необходимые навыки работы над исследовательским проектом. Так, в 7 классе работали над творческим проектом "История моей семьи в истории моей Родины". Составили алгоритм работы над учебным проектом.
В ходе исследования ребята пришли к выводу о том, как история нашей страны, народа отразилась в судьбах их предков, какой вклад внесли они в историю своего народа. Подобная работа, во-первых, сближает старшее и младшее поколение, воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение; во-вторых, пробуждает у обучающихся интерес к жизни предшествующих поколений, что в конечном итоге несколько снимает напряженность в разрешении вечной проблемы "отцов" и "детей". Самой интересной работой на эту оказалось исследование Майрасловой А., ученицы 7 класса. Ее работа на районной конференции заняла первое место. Серьезные исследования провели на эту тему и другие учащиеся. Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся активно участвуют в деятельности школьных, районных научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ, становятся победителями и занимают призовые места. В кабинете русского языка и литературы собрана папка достижений и портфолио творческих исследовательских работ учащихся, а также составлена картотека исследовательских работ, рефератов и проектов с их характерологическим описанием. |
Литература:
1. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004г.- №5, 5-12с.
3. Кульневич С.Г. Анализ современного урока. Волгоград: Учитель, 2002г.- 78-83с