Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы и во внеклассной работе

Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы и во внеклассной работе   

 

В наше время проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, эгоизма, равнодушия, немотивированной агрессивности, цинизма, роста национализма, при устойчивой тенденции падения престижа военной службы стоит наиболее остро.

            Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин сказал, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, т. к. детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Возрождение России, воспитание активной, творческой, самостоятельно мыслящей личности невозможно без воспитания гражданственности, стержнем которой является патриотизм.

           Чувство гордости за нашу прекрасную Родину переполняет сегодня сердце каждого учителя. Хочется сказать словами народного белорусского поэта Пимена Панченко:

                             В век бесконечного притворства,

                             И криводушия, и лжи,

                             Отчизна наша – светлый остров,

                             Где труд и праздник – для души.

 Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.

   Как учитель, считаю, что  ответственна за формирование личности учащегося на своих уроках,  несу ответственность  не только за знания, но и за воспитание будущего поколения. Все это и  подтолкнуло к  выбору  методической темы:    «Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы и во внеклассной работе».

  Для себя определила, что  должна  уметь говорить на языке ценностей - воодушевленно,  безоценочно,    позитивно. Я поняла, что нельзя проецировать свои индивидуальные чаяния, неудовлетворенность, интересы, моральные предпочтения. Моя задача  - передавать общественно значимые моральные установки, а не собственную систему моральных ценностей.  

    Работая в данном направлении, перед собой ставлю цель – создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества. Для достижения поставленной цели, решаю следующие задачи:

1. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

3. Развитие навыков самостоятельной аналитической работы с художественными текстами, навыки устной, письменной и ораторской речи.

 «Учат слова, но увлекают примеры», - говорит латинская пословица. Пример яркой жизни, подвига во имя счастья человечества – это свет, озаряющий жизнь ребенка. С этой точки зрения трудно переоценить значение художественной литературы и ее преподавание. Когда от произведения к произведению учитель имеет возможность показать учащимся, что героическое – это не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народу, что готовность к этому, как и само героическое, воспитывается не только окружающими, но и самой личностью.

  Учитывая огромные возможности художественной литературы, учитель-словесник может вовлечь учеников в процесс самовоспитания на примере личности положительного героя. Задача учителя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение. 

  Дорога к сердцам детей лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. Я говорю детям, что никогда не смогу рассказать им, что такое настоящая война, потому что я этого не знаю. Но мы попробуем на уроке услышать эхо войны, и в этом я смогу им помочь, потому что только в моей семье война забрала пять человек. Говорю о том, что мы должны знать, какие ужасы несет с собой война. Мы должны знать, что война в действительности – зло, жестокость, смерть. И помогут нам в этом книги о Великой Отечественной войне.

        Планируя  в 7-9 классах уроки по изучению произведений о войне, ставлю перед собой цель: показать внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, сочетающие в нем с поразительной стойкостью и самоотверженностью. На примере величия народного подвига у учащихся, не знавших войны,  стараюсь воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своему народу.

        Наши учащиеся признаны наследовать славу своих дедов, старших поколений, но не как «красивые страницы» истории, а как самое ценное достояние их жизненного опыта, приобретенного дорогой ценой. Наши ученики – подростки, юноши и девушки переживают самую трудную пору в духовной жизни – пору нравственного самоопределения.

         Выбирая для анализа повесть Василя Быкова «Сотников», ставлю задачу заставить учащихся  серьезно задуматься над опасностью бездуховности, понять необходимость жить по высоким, требовательным законам нравственности: законам совести, долга, человечности. Эпиграфом к уроку беру слова Быкова: «Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и, предотвратить смерть невозможно?»

         Острота постановки вопроса самим писателем определяет и форму урока как проблемной беседы. Учащимся даются заранее опорные вопросы к анализу повести, которые помогают сосредоточиться на главном:

  1. Когда впервые расходятся пути Сотникова и Рыбака?
  2. Как повели себя в критической ситуации Сотников и Рыбак?
  3.  Показывает ли автор, каким трудным был путь Сотникова к подлинному мужеству? Каков его последний подвиг?

4.      В чем смысл слов автора, отражающих мысли и самого героя: «По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо и ему самому?»

         Далее намечается путь поисков ее решения. Беседа строится как сопоставительный анализ характеров, поступков Сотникова и Рыбака. В высказываниях ребят звучит восхищение высокими нравственными принципами Сотникова. Анализируя воспоминания Сотникова, учащиеся показывают, что для Сотникова, пережитое в детстве  чувство стыда за свою ложь отцу, стало уроком на всю жизнь. Такая  нравственная высота достигается героем именно из-за того, что он уже тогда, в детстве, сумел предъявить  себе суровый и беспощадный счет.

         А вот малодушие, которое проявил Рыбак в детстве, испугавшись ответственности, не только не подверглось собственному его суду, но  оставило ощущение неясности. Мысль о том, что он «попал бы под воз и, может, еще не остался  бы и жив», уже тогда родилась в нем как оправдание перед голосом совести.

  Подводя итог всему  сопоставительному анализу характеров главных персонажей повести В.Быкова, учитель подводит ребят к выводу, что высокая мера духовности позволяет человеку найти единственно достойное решение в жестоких обстоятельствах жизни, поддерживает его в выборе, когда он предпочитает смерть позору соглашательства. В этом состоит духовная сила партизана Сотникова, в этом источник его подвига.

           В старших классах наиболее приемлемой формой самостоятельной работы учащихся являются семинарские занятия. Они необходимы при изучении крупных эпических произведений, а также по обобщающим темам.

  В ходе подготовки докладов, сообщений к семинарскому занятию ученики подбирают литературу по теме, закрепляют навыки по составлению плана, самостоятельно подбирают эпизоды для сопоставительного анализа образов, делают лингвистический анализ текста, пишут сочинения, рецензируют ответы товарищей.

  На семинарских занятиях учащимся предлагаются разные виды фронтальных, групповых индивидуальных заданий. Внимательно изучая текст романа, критическую литературу по творчеству писателя, ученики вырабатывают навыки пользования разными способами цитат из художественных произведений и статей, что, несомненно, поможет им над работой в сочинении.

  Уроки литературы по произведениям Ю. Бондарева» Горячий снег», «Выбор»,   по произведениям Астафьева и других дают богатый материал для воспитания патриотических чувств наших учащихся, формируют у них гражданскую позицию.

  Анализируя произведение о Великой Отечественной войне, ребята учатся подлинному гуманизму и тогда, когда речь идет не только о любви, но и о ненависти. Важно убедить школьников, что ненависть не может быть слепой, в противном случае она станет разрушительной. Вот почему как о «жестокой дряни говорит Синцов об автоматчике, который предложил перебить всех раненых в захваченном немецком госпитале. (Роман Бондарева «Берег».) Простая женщина Мария, потерявшая в войне всех близких, и в ненависти, захлестнувшей ее сердце, смогла остановить себя, услышав тихий,  сдавленный крик мальчишки – немца: «Мама!» (Закруткин «Матерь человеческая»).

В памяти людей Земли будет вечно жить благородный подвиг советского солдата! В центре Европы, в старом берлинском Трептов-парке, стоит монумент  Воину-освободителю. Он стоит, прижимая к груди спасенного ребенка. Таким его увидел мир. Развевается его плащ-палатка. Доверчиво прильнула к груди солдата, к гимнастерке, пропахшей потом и гарью, немецкая девочка. Таким увидели его все народы, которым он  принес освобождение от фашистского рабства.

Это памятник. А сегодня мы узнаем о солдате, чей подвиг воплощен в образе Воина-освободителя. Это минский рабочий Лукьянович, потерявший в войну семью, погибший, спасая немецкого ребенка.

После знакомства  с очерком Б. Полевого «Помним имя твое…» учащиеся пишут сочинение-рассуждение, раскрывая на одном примере Лукьяновича Трифона Андреевича благородную сущность подвига  русского солдата.

В своей работе по патриотическому воспитанию я использую  воспитательные возможности не только  уроков литературы, но  и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений.  Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

Накануне 65-летия Победы провели урок “ Моя семья в годы Великой Отечественной войны”.  К нему учащиеся готовились заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта.

Начинается он с песни “ Журавли ”,  на фоне которой звучит четверостишие:

Нет в России ни дома, ни хаты,
         Где  б  не  глянул на нас со стены
        Молодыми глазами солдата
        Окрыляющий подвиг войны.

Затем учитель говорит, что война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу, пришла в каждый дом. После этого объявляю тему урока, записанную на доске. В качестве наглядности использую  ксерокопию документов и наград, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологическом порядке и на уроке кратко представляю каждое сообщение. “В возрасте семнадцати  лет добровольцем ушел на фронт дедушка Егорова Артема Егоров Петр Егорович. Бабушка Марины Ираида Тимофеевна прошла почти всю войну медицинской сестрой. Она работала в госпитале, затем – на линии фронта,  доставляя раненых бойцов с поля боя и спасая жизнь многим людям…».

Почти у каждого в классе нашлось, что рассказать о своих родственниках – участниках войны. В заключении обращаюсь  к  «Книге Памяти», посвященной нашему Янтиковскому району, знакомлю с ней учащихся, рассказывая, как им пользоваться.  Заканчивается урок мелодией из кинофильма “ Офицеры ”.  “Нет в России семьи такой …” и строчками из “ Реквиема ”:

Помните, через века, через года,
Помните!
Песню свою отправляя в полет,
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста,
Помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны-
горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. Также проводила уроки - встречи с ветеранами. Тему краеведения продолжаю и во внеклассной работе.

          Накануне 55-летия Победы членов кружка «Юный филолог» водила к ветеранам войны и тыла. Брали у них интервью, записывали их воспоминания. Тогда наша работа оформлялась в доклады и статьи, сочинения и исследования, которыми могут воспользоваться учителя, ученики и родители. Часть этих материалов пополнила фонд музея. Руками учащихся готовились экспозиции, а также альбомы по темам: "Ветераны нашего села",  "Этот день мы приближали, как могли".  Тогда в селе проживало около 30 участников войны. Какую огромную работу мы тогда проделали.

     К 60-летию Победы создали сайт «Нити нашей памяти» по материалам рукописного журнала. К этому времени живых свидетелей войны осталось 14.  Сегодня их осталось трое.

В прошлом году отмечали юбилейную дату - 65 лет со дня Великой Победы. В старших классах ребята писали сочинения о родственниках, участниках Великой Отечественной войны. Провели поисковую работу «Судьба семьи в судьбе страны». В одной из таких работ ученица 9 класса рассказала о дедушке, который в начале войны попал в концентрационный лагерь, о нечеловеческих условиях в нём и о последствиях того пребывания. Майраслов Александр создал сайт «Солдатская родословная».  А члены кружка «Юный филолог» создали проект «Живая память». Результатом этого проекта стал сайт «Нити нашей памяти, который состоит из 8 разделов:

Главная страница
Опаленная юность

Тимофеева И. Т.
Лазарева Е. Л.

Навечно останутся в сердцах Меркурьев П. М.
Майраслов С. П.
Ванерке А. Д.
Егоров П. Е.

Внуки о ветеранах - победителях О Лукине Н. Л.
О Васильевой М. В..
О Егоровой Е. Е.

Из реки по имени факт

О заслугах-наградах не думали
В тылу как в тылу

Солдатские письма
Память увековечена на мраморе
Не зарастет тропа

Привлекая рассказы о личном участии в тех исторических событиях дедушек, бабушек наших учеников, мы даём возможность им эмоционально прочувствовать то время, и оно становится для них ближе.  Важно и воспитание на примере земляков.

     В ходе исследования учащиеся осознают, что для них ветераны войны, перестают быть только простыми людьми, окружавшими их на протяжении жизни, они раскрываются с незнакомой для ребят героической стороны. Отношение к Великой Отечественной войне, к подвигу народа через призму родной семьи, истории своего района, города, государства приобретает более чувственный, эмоциональный, личностно-значимый характер.

Так, знакомясь с жизнью и подвигами своих земляков,  дети учатся самоотверженности, умению мобилизовать свои силы для решения поставленной задачи, гордости за своего земляка.

Все работы были представлены на республиканские  конкурсы, и все были высоко оценены.  Работы переданы в музей.

Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему селу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

        Свое выступление мне хочется закончить словами В. А. Сухомлинского: «Путь к вершине долга, долга перед обществом, Отечеством учитель видит в том, чтобы с первых шагов своей сознательной жизни ребенок прикасался сердцем к человеческим судьбам. Чтобы чужие судьбы входили в его сердце, стали глубоко личным делом, чтобы через человеческие судьбы прошел путь к познанию высших интересов».

       Поднять на эту нравственную высоту учащихся помогают уроки литературы и внеклассная работа.

 

Использованная литература:

 

1.   Айзерман Л. Тема «Никакой моей вины?»: Какие ценности формируются на уроках литературы // Учит. газ. — 1997.

2.  Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе. Под ред. М. А.  — М.: Просвещение, 1985

3. Система работы по изучению современной литературы в 8-10 классах. Москва «Просвещение», 1985 год