Использование материалов музея на уроках и во внеклассной работе

Яншихово – Норваши – село с богатой и интересной историей. Все основные исторические события России на протяжении 4,5 веков нашли здесь свое отражение. Через историю родного края учащиеся знакомятся с историей всей страны, и она становится ближе и понятней.

   Большую роль в изучении учащимися истории своей страны, своего края, села, семьи играет музей. Сегодня российское образование поставило перед школой такие задачи как, формирование у учащихся познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации, овладение умениями коммуникативной, практической деятельности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности. И здесь, на мой взгляд, одним из важных средств решения этих задач, является связь школы с музеем села. Школа является одним из источников формирования и развития гражданской личности. В первую очередь это решается на уроках истории и культуры родного края. Ведь история – это учитель жизни, зная прошлое, мы можем понять настоящее и сможем предвидеть будущее. Работа в музее поможет понять и глубже постигнуть прошлое, традиции, обычаи, мировоззрение своего народа. Мало знать перечень дат, событий, имен выдающихся людей, перечень памятников истории и культуры, нужно все это прочувствовать самому.

   В своей урочной и внеурочной работе я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться подвигами своего народа – в этом основа деятельности музеев.

   На сегодняшний день моя задача, как учителя чувашского языка и литературы и заместителя директора по воспитательной работе заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся изучением трудовых, национальных, военных подвигов нашего народа. Кроме того, необходимо заинтересовать учащихся изучением истории своей малой Родины: быта народа, среди которого они живут, узнать его историю, национальные и культурные традиции.

 

    Использование материалов музея можно разделить на три направления:

·        Исследовательская работа

·        Уроки

·        Внеклассные занятия

 

  Важное место в историко – краеведческой работе занимает исследовательская работа, которая пробуждает интерес к прошлому, самостоятельность мышления, чувство ответственности за проделанную работу. Исследовательская деятельность способствует формированию способности критического восприятия фактов, умения их анализировать, побуждает к творчеству. Исследовательская работа позволяет учащимся под руководством старшего наставника внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитии истории музея, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования, а главное – получить опыт исследовательской деятельности. Учащиеся приобретают определенный набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся в будущей взрослой жизни.

   В «Исследовательской деятельности» нам с ребятами удалось написать 13 творческих работ, которые стали призерами районных и республиканских конкурсов:

·        «Открывая неизвестные страницы» по материалам первого профессионального композитора Чувашии  Степана Максимовича Максимова

·        «Память жива» к 60-летию Победы

·        И.Я.Яковлев и село Яншихово – Норваши»

·        «Ученики Яковлева»

·        «Семь чудес села Яншихово – Норваши»

·        «Солдатская родословная» по материалам семьи Майрасловых

·        «Солдатские судьбы»

·        «Улицы села Яншихово – Норваши»»

·        «Листая семейный альбом» по материалам фронтовика Петрова В.Н.

·        «Мой дед – живая история» по материалам участника Великой Отечественной войны Данилова В.Д.

·        «Поклонимся великим тем годам» к 60-летию Победы

·        «Навстречу 65-летию Победы в Великой Отечественной войне»

·        «Война в моей семье»

   Все работы используются на тех или иных уроках. Работы «Память жива», «Солдатская родословная», «Солдатские судьбы», «Листая семейный альбом», «Мой дед – живая история», «Война в моей семье» помогают ребятам на примерах знакомым им людям (жителей села) проследить судьбу простых солдат на фронтах Великой Отечественной войны. Ребятам важно понять ту нить, которая связывает все поколения. Прочувствовать, что история страны непосредственно связана с историей села, историей своей семьи. Ребята на уроках отвечают на вопрос, как история страны связана с историей их семьи.

 

Применение материалов музея в учебном процессе.

Материал, собранный в музее, остается не только достоянием музея. Его используют учителя-предметники на своих уроках. Они применяют разные приемы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление с экспонатами, комментирование документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений и сочинений, экскурсии и т.д.

   Например, по истории, материалы музея используются при изучении следующих тем:

·        «Становление Советской власти»

·        «Гражданская война»

·        «Коллективизация»

·        «Годы Великой Отечественной войны»

·        «Тыл в годы войны»

·        «Вопросы истории: «Афганская война», «Чеченские события»

  На уроках истории и культуры родного края нельзя обойтись без материалов музея при изучении следующих тем:

·        «И.Я.Яковлев – просветитель чувашского народа»

·        «Деятели культуры и искусства»

·        «Чувашская культура и быт в прошлом»

   Я, как учитель чувашского языка и литературы, использую материалы музея при чтении произведений, при изучении жизни и творчества выдающихся деятелей искусств Чувашии (Н.К.Сверчков, М.С.Спиридонов, Д.Д.Данилов, С.М.Максимов, Хумма Çеменĕ, В.К.Кузьмина). При чтении произведений К.В.Иванова «Тимĕр тылă», «Нарспи», где встречаются названия старинных предметов домашнего обихода и наряда чувашских девушек. Ученики пишут сочинения о родном крае, о земляках и событиях, происходящих на территории села, района, республики.

   На уроках информатики создаются презентации или Интернет страницы, основанные на материалах и экспонатах музея.

   Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в музее. Главный инструмент учителя – это слово, он оперирует на уроке абстрактными понятиями, в музее же педагог опирается на музейный экспонат, который оказывает воздействие на эмоциональную сферу ученика. Ученик может взять музейный предмет в руки, почувствовать его сопричастность с прошлым, вызвать эмоциональный всплеск. Ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события.

   Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса. Казалось бы, как же можно совместить на уроке учебный материал и музейный. Если педагог творческий, эрудированный. То это не составит большого труда.

 

Применение материалов музея в воспитательном процессе.

   Музей является одной из форм работы по развитию творческой деятельности и общественной активности учащихся.

   На базе музея проводятся встречи с местными жителями, организуются тематические экскурсии, выставки, проводятся уроки мужества, классные часы, внеклассные мероприятия. Практически ни одно школьное дело не обходится без привлечения музейных материалов, экспонатов. Близость расположения историко – мемориального народного музея со школой создает благоприятные условия для осуществления поставленных перед школой задач. Еще одно необходимо подчеркнуть, что директор музея Петров В.В., в прошлом директор школы, с пониманием относится к нашему общему делу. Коллектив учителей и учащиеся школы стараются всячески поддерживать и помогать в пополнении фонда музея различными экспонатами и материалами.

   МОУ «Яншихово-Норвашская СОШ» является базовой школой Яковлевских чтений «И.Я.Яковлев и его просветительская деятельность» На базе школы и музея в дни празднования юбилея И.Я.Яковлева прошел районный семинар директоров и заместителей директоров школ. На данном семинаре учителя школы дали открытые уроки, а учащиеся выступили с фольклорными представлениями. Участники семинара дали высокую оценку совместной работе школы и музея по воспитанию подрастающего поколения на примере великого чувашского просветителя И.Я.яковлева.

   Музей – это храм Прошлого, отражение Настоящего, мост в Будущее.