Воспитание младших школьников на народных традициях

      Воспитание и обучение существует в народе столько  же  веков,  сколько существует сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило в  себе  всю историю, все его лучшие качества.

      Каждый народ стремится донести  в  будущее свою самую яркую звезду, самое дорогое духовное богатство –  веками накопленную мудрость. Родные слова, родные песни, родные узоры -  это  самые яркие звезды чувашского народа, его самое дорогое духовное богатство.

    Красота слов, песен и вышивки создает интересную гармонию в  чувашской системе эстетического  воспитания,  представляющую  собой  вклад  чувашского народа в общечеловеческую эстетику и педагогику.

  У народа  была  своя  система  приобщения  подрастающего  поколения  к прекрасному. Ее характерная  особенность    в  тесной  связи  эстетического воспитания  с  трудовым.  Эстетика,  создаваемая  в  труде,  была  одним  из важнейших средств развития личности.

   Дети  уже  в  раннем  возрасте   способны   эстетически   воспринимать прекрасное в природе, играх и в народном творчестве. Они  проявляют  большой интерес  ко  всему,  что  привлекает  их  внимание.  Считалки,   речитативы, потешки, песни, стихи, сказки, приятные гармонические  цветовые  сочетания, доставляя детям радость, развивают их  способность  воспринимать  красивое.

     Одним из  самых  эффективных  средств  эстетического  воздействия  на  детей всегда было устное  народное  творчество,  в  первую  очередь  его  наиболее сложный жанр -  сказки.  В  сказках  дети  слышат  поговорки  и  пословицы, загадки и вопросы на смекалку, немало места в них занимают и песни,  которые запоминаются детьми и могут исполняться и отдельно.

      В  очень  многих  сказках  описываются  красоты  природы,  воспевается красота  девушки  и  доброго  молодца,  одобряется  аккуратность   в   быту, трудолюбие,  воспевается  героическая  борьба  богатыря  с  темными  силами, враждебными человеку.

      Сказочные сюжеты проникают в игры детей, сказочные персонажи  находят свое воплощение в игрушках. Таким образом, сказки  как  бы  синтезируют  все средства приобщения детей к прекрасному и, раскрывая роль  каждого  из  них, определяя место каждого средства в системе эстетического воспитания, как  бы представляют их значение в обобщенном виде.

   В нашей школе стало доброй традицией проводить недели сказок. Каждый класс инсценирует народную или авторскую сказку, проводится конкурс рисунков, КВН по сказкам.

      Народное искусство – это отношение  народа  к  жизни,  к  природе. Народная  мудрость  в сказках, песнях,  танцах,  различных  обрядах  выступает  через  поэтические образы как реальная жизнь с ее нуждами,  горестями,  печалями,  радостями  и обязательно в стремлении к красоте.

            Во все времена естественным для любого народа было стремление  к красоте, которое шло от природы. Красоту в произведениях народного творчества человек создавал себе  и  людям на радость. Но не только эстетический взгляд на мир, природу  руководил  его помыслами в  творчестве,  но  и  духовность,  нравственность,  вера  в  силу красоты перед силами зла. Нам трудно представить предметы труда, национальную вышивку, интерьер старинного дома без музейных экспонатов. При  изучении многих тем по литературному чтению неоценимую помощь нам оказывает музей. Во время экскурсий в историко-мемориальном народном музее села мы с учащимися часто поражаемся, как  при лучине, в тесноте,  в  своей  многотрудной  жизни  человек  умел  радоваться жизни: пел веселые  песни,  плясал,  ткал  яркие  узоры,  лепил,  вытесывал, украшал детские игрушки, кухонную утварь, предметы  труда  яркими  красками. Во всем этом чувствуется праздничное ощущение мира.

      Учащиеся начальных классов участвуют на районных и республиканских конкурсах. Степанова Кристина, учащаяся 4 класса участвовала на конкурсе «Я - исследователь» с исследовательской работой «Секреты сурпана бабушки», где она  исследовала систему образов в орнаментах чувашской народной   вышивки. 

        .Песня является одним из  основных  традиционных  жанров  национального музыкального  фольклора,   представляющая   собой   глубокий   и   правдивый музыкальный  образ  народа,  его  характера,  психологии  и    мировоззрения. Народная  песня  как  неисчерпаемый  источник  народной  мудрости   является бесценным средством этнопедагогики.

   Песня в жизни чувашей  занимает  огромное  место.  Чувашская  народная музыка звучала во  времена  всех  важных  событий  жизни  семьи,  на  многих языческих  и  христианских  праздниках,  во  время   различных   обрядов   и увеселений. Народная песенная культура  играла  важнейшую  роль  в  эмоционально-эстетическом и духовно-нравственном воспитании  молодого  поколения.  Именно на   эти   педагогические   стороны   народной   музыки   обращал   внимание В.А.Сухомлинский,  когда  писал:  «У  чувашей  есть  много  народных  песен, заучивание  которых  помогает  детям  усваивать  разные   формы   выражения, особенно  почтительного  отношения  к  старшим.  В  воспитательном  плане  в привитии детям чувства благодарности много важного смысла. С одной  стороны, это - память о  добре  и  доброте,  с  другой  -  поддержание  родительского авторитета».   

        Музыкальное воспитание - одно из средств формирования  личности.  Урок музыки - это урок жизни, сотворчество,  идущий  к  сердцу  каждого  ученика. Очень важно создать на уроке такую атмосферу, когда нельзя не участвовать  в работе  всего  класса.  Это  возможно  у  учителя,  который  считает  музыку искусством, обладающим мощной силой воздействия на личность  и  коллектив  в целом. Это возможно, когда учитель музыки будет  чувствовать,  переживать  и размышлять  вместе  с  детьми.  Это  возможно   у   учителя,   испытывающего постоянную потребность в самосовершенствовании, в  росте  вместе  со  своими учениками.

       Слушание народной песни – один из основных видов  деятельности  детей на уроках музыки. Здесь очень удачно применение ударных  инструментов.  Так, при слушании  «Ч?ваш  ташши»  («Чувашский  танец»)  Г.  Воробьева,  учащиеся становятся активными участниками. Весь класс на уроке Ярмулина Олега Витальевича не  просто  смотрит  и  слушает музыку, а исполняет ритмический рисунок. Каждая вариация  в  музыке  требует определенных инструментов, исполнение же различного ритмического  рисунка  – это творческая работа учеников.

            Для  обучения  детей  чувашскому  фольклору  нужен  такой  музыкальный руководитель,   который    научил    бы    основным    приемам    вокального звукоизвлечения, подобрал интересный репертуар, направил своих  учеников  по творческому пути. Таким творческим учителем является и наш Ярмулин Олег Витальевич. Дети на уроках музыки, участвуя в песнях,  играх,  танцах,  обогащаясь духовно, вместе со знаниями, навыками получают главное - нравственные  уроки добра и красоты.

 

     Традиционные  народные  праздники  и   обряды   принято   делить   на календарные – связанные с  сельскохозяйственными работами и  семейно-бытовые– обусловленные  рождением  человека,  его  переходом  из  одной  возрастной группы в другую, вступлением в брак, смертью и т.д.

 В школе во время проведения недели чувашского языка проводится фольклорный праздник. Каждый класс готовит инсценировку, которой знакомит календарными или семейно-бытовыми обрядами.

     Учителя на уроках литературного чтения  кратко знакомят с историей  обрядовых праздников. Обрядовый календарь открывался  праздником  Сурхури,  приуроченным  ко времени  зимнего  солнцестояния.  Этот  праздник,  вобрав  в   себя элементы русских  святок  и  святочных  гаданий,  слился   с   христианским Рождеством.   

       Зимний цикл завершался праздником З?варни  (Масленица),  знаменовавший наступление весенних сил в природе. Учащиеся нашей школы- активные участники этого обряда. Ежегодно мы  заучиваем и исполняем обрядовые песни, приговорки и поговорки, печем блины, катаемся на санях  вокруг  деревни.  В завершении масленичной недели сжигаем  чучело  «старухи  з?варни»  («з?варни карч?к?»). Масленицу проводим совместно с работниками СДК. При СДК работает фольклорный кружок «Путене».

         Учительский коллектив является активным участником фольклорных фестивалей.  Выступления фольклорных коллективов  Петров В. В., директор музея, снимал на видео и при ознакомлении с календарными обрядами показываем видеофильмы. Также в работе пользуемся видеокассетами фирмы «Аксар».    

    Чтобы  подробнее узнать культуру и быт своей местности, мы приглашаем ветеранов педагогического труда Майраслову М. И. и ветерана труда Димитриеву Е. Г.. Вместе с ними изучаем и поём народные песни, узнаем, что традиционные чувашские молодежные праздники и увеселения  устраивались во все времена года. В весенне-летний период молодежь всего селения, а то  и нескольких селений, собирались на открытом воздухе на хороводы  уяв  (в?й?).

    Зимой  устраивались  посиделки  (ларни,  улах)   в   избах,   где   временно отсутствовали старшие хозяева. На посиделках девушки  пряли,  а  с  приходом юношей начинались игры, участники посиделок пели песни,  плясали  и  т.д.  В середине зимы проводился праздник «х?р  с?ри. 

    Ведущий   чувашский   ученый,   этнопедагог Г.Н.Волков,  характеризуя  чувашские  традиции  в  эстетическом  воспитании, подчеркивал: «В народном творчестве суждений о красоте почти нет. Народ  пел красивые песни, создавал красивые орудия  труда  и  одежду,  прекрасны  были народные  праздники.  Красоту  народ   ценил   в   деле,   в   действии,   в действительности слов о ней было мало: ее надо было понимать и  чувствовать. Прекрасное - не самоцель, оно неотъемлемая часть жизни народа».

       Сейчас   в   Чувашии   создается   большое   количество   фольклорных коллективов. Они создаются в городах и  селах,  в  местах  с  сохранившимися местными песенными традициями и там где  уже  произошло  влияние  нескольких традиций и трудно выделить какую-то одну. У них разные возможности и  разные

цели.

. Важным этапом в освоении  традиций народа  является  начальная школа.  Младший  школьник  более  свободен  в   творческой,   художественной деятельности,  более  эмоционален.    Но  основной трудностью в проведении уроков с элементами национольно-регионального компонента была нехватка  знаний  детей  о культуре и традициях своего народа и языка. Теперь  нам  известно  с  какими сложностями придется столкнуться педагогу. У детей есть огромное желание попробовать себя в  разных  видах  деятельности, особенно   в   музыкальной.  

    Зародившись во времена глубокой древности,  пройдя  многовековой  путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой,  говорящей  летописью  о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом  современности.

    Внедрение   элементов   фольклора   в   практику    музыкально-эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев  своего  народа  являются  важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой  художественной  культуры.

Знание    культуры  своего  народа  позволит  осознать и  культуру  других  народов.   Поэтому  в  различных учебных и воспитательных учреждениях (детских садах,  общеобразовательных  и музыкальных  школах,  музыкальных  училищах  и  др.)  используются  элементы фольклора, но не всегда достаточно активно и профессионально.

       В  настоящее  время  изменилось  отношение  к  народной  музыке.  Это особенно заметно в сельских школах республики: на уроках чаще стала  звучать родная музыка, создаются детские и  взрослые  фольклорные  ансамбли.  Пение, родное слово, игра на народных инструментах, национальный костюм, игровые  и танцевальные элементы – все это комплексно используется  на  уроках .

    Используя все это, учитель  воспитывает  музыкально-эстетические  чувства  у учащихся, учит их мыслить образами, помогает  им  проявить  себя,  исполняя, слушая, размышляя, двигаясь, импровизируя.      Народное искусство, как никогда раньше, приковывает к себе внимание не только  исследователей,  но  и  его любителей.

      Передовой педагогический опыт дает нам примеры бережного отношения к народному искусству, вводя его в школьную практику как необходимое  средство формирования национального самосознания учащихся.