style="TEXT-ALIGN: center; LINE-HEIGHT: normal; TEXT-INDENT: 21.3pt; MARGIN: 0cm 0cm 0pt" class=MsoNormal align="center"
Повышение культуры речи и нравственное воспитание личности ученика
«Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности,
общества, государства»
Закон «Об образовании», ст.1.
В последнее время в общественном сознании россиян все более заметное место занимают проблемы языковой культуры, поддержки и защиты русского языка как величайшего нашего национального достояния. Об этом свидетельствует не только дискуссия, развернувшаяся в средствах массовой информации вокруг проекта федерального Закона «О государственном языке Российской Федерации», но и стремление представителей самых различных слоев общества активно влиять на языковую ситуацию, оберегая русский язык от чуждого и вредного и поддерживая все ценное и полезное в его развитии.
Состояние современной русской языковой среды вызывает большую тревогу. Рушатся языковые нормы, жаргон звучит даже там, куда раньше вход ему был строго воспрещен, например, в средствах массовой информации. На языковую культуру большое влияние также оказывают Интернет и информационные технологии. Без сомнения, глобальная сеть имеет явное преимущество перед книгой в плане доступности различной информации, но в то же время обладает существенными недостатками. Наверное, ни для кого не секрет, что общий уровень языка в Интернете низкий.
Речь - главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования, нравственного развития. Речь человека, нравственность, культура речи всегда были и остаются непреходящими общечеловеческими ценностями. К сожалению, сегодня большинству не стыдно писать с ошибками и говорить неправильно, употреблять ненормативную лексику.
Поэтому обращение сегодня к русскому языку и культуре речи очень своевременно, да и просто необходимо. Мы способствуем воспитанию уважения к языку, к самому себе, к своей Родине
Осознавая необходимость формирования речевой культуры учащихся на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации, мы стали работать над сложнейшей проблемой – повышение культуры речи и нравственное воспитание личности ученика. Сложнейшей, потому что на формирование культуры речи человека влияет множество факторов: семья, социальная сфера, средства массовой информации, общая культура общества.
Низкий уровень культуры речи учащихся стал волновать еще и потому, что выполнение ЕГЭ по русскому языку требует от учащихся умения создавать тексты разных жанров по широкому кругу тем и проблем, излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста, нормы литературной речи.
Поэтому целью моих методических исследований по данной проблеме стала работа по созданию условий для повышения культуры речи и нравственного воспитания учащихся, для положительной мотивации учения. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
2. Формирование осмысленных умений и речевых навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения;
3. Овладение основными нормами русского литературного языка;
4. Обогащение словарного запаса, грамматического строя речи;
5. Овладение основными нормами русского речевого этикета;
6. Повышение общего уровня грамотности учащихся;
7. Воспитание у учащихся любви к русскому языку как к национальному достоянию.
Для достижения поставленных задач с согласия администрации ввели в практику преподавания элективный курс «Практическая стилистика».
Программа элективного курса «Практическая стилистика» развивает содержание базисного курса русского языка, изучение которого в школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, и позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ. Она ориентирована на расширение содержания Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку на профильном уровне, направленного в первую очередь на формирование языковой и духовной культуры школьников, на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Программа позволяет более последовательно использовать сознательно-коммуникативный принцип обучения русскому языку, способствует эффективному и творческому развитию речевой культуры учащихся.
С точки зрения содержательной, программа курса вводит в школьную практику системное изучение разделов практической стилистики, не получивших должного отражения в программно-методических материалах по русскому языку в школе, помогает учащимся избежать нежелательных отклонений от литературной нормы, избавиться от речевых ошибок при написании сочинения и подготовиться к выполнению заданий по культуре речи в экзаменационном тесте по русскому языку.
Особое внимание уделяется разделу культура речи и этика общения. Без общения, как без воздуха человек не может существовать. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. На практических занятиях проговариваем формулы речевого этикета, строим диалоги, подбираем слова для акцентологического, орфографического минимума, а также задания по объяснению иностранных слов в русском языке. Уделяем внимание и ограниченной лексике. Учащиеся заранее проводят опрос у своих одноклассников, проводят исследовательскую работу, объясняют, почему могло появиться данное выражение. Вместе с ребятами приходим к выводу, что молодые люди, особенно подростки, в целях своего “возрастного самоутверждения” начинают употреблять слова, отличающиеся от языковой нормы. Останавливаемся и на ошибках, встречающихся в сочинениях.
Занятия по курсу “Практическая стилистика ” завершаем разговором о взаимосвязи языка и культуры, о богатстве русского языка, о заимствовании русским языком из других языков, о взаимообогащении языков.
Работая над данной проблемой 4 год, с удовлетворением отмечаю, что мои ученики полюбили русский язык, научились выражать свои мысли и чувства, выступать с докладами, рефератами, грамотно составляют планы, тезисы, конспекты, свободно пользуются справочной литературой.
За эти годы написано много творческих работ, вызвавших интерес у учащихся: отзывы на прочитанную книгу, сочинения, лингвистические сказки, подготовка и защита докладов «Культура речи», рефераты «За чистоту русского языка».
Мои ученики с успехом выступают на научно-практических конференциях, которые проходят в школе и районе, участвуют в районных конкурсах сочинений, пишут заметки в газету, сочиняют стихи.
Таким образом, целенаправленная и планомерная работа над развитием речи школьников помогает не только развивать мышление учащихся, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к русскому слову, но и способствует формированию общей культуры учащихся, их гражданской позиции, духовно – нравственному становлению, так как все проводимые уроки, мероприятия нацелены на воспитание высоконравственной, гуманистической личности. Мы полагаем, что культура речи неразрывно связана с культурой человека вообще и является одним из факторов личностного саморазвития человека.